Белорусы у Байкала

В селе Тургеневка работает национальный музей

2 апреля - День единения белорусского и российского народов. На сегодняшний день в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском автономном округе проживают десятки тысяч белорусов. Это одна из самых активных в творческом плане национальностей: постоянно проводятся различные обряды, вечерки, летом обязателен праздник Ивана Купалы. В УОБАО белорусы проживают в основном на территории Баяндаевского района.
2 апреля 1996 года президенты России и Белоруссии Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали в Москве Договор о Сообществе Белоруссии и России. Через год, 2 апреля 1997 года, был подписан Договор о Союзе Белоруссии и России. Это - из недавней истории. Что касается времен значительно ранних, то существует такая версия появления представителей далекого западного народа в Сибири.

Как белорусы в Сибирь пришли

Когда появились первые белорусы в Иркутской области, сказать трудно. Многие ученые утверждают, что выходцы из Беларуси были в составе первых экспедиций казаков и первопроходцев в Сибири. В начале XVII века между Московским государством и Великим княжеством Литовским (основу этого государства составляла Беларусь) велись постоянные войны. Пленных отправляли в Сибирь, но не в качестве ссыльных каторжников, а в качестве первопроходцев и воинов. Правда, называли выходцев из Беларуси тогда не белорусами (это название закрепилось лишь в XIХ веке), а литвинами - по названию государства. Вскоре в Сибири появляются целые деревни белорусов из Великого княжества Литовского.

Вторая волна связана с участием белорусов в восстаниях XIX века. Тогда белорусов ссылали в Сибирь целыми деревнями. Но так как в основном это были католики, то зачастую их называли поляками. Так в Иркутск попали Ян Черский, уроженец Северо-Восточной Беларуси (Витебская губерния), Юзеф Калиновский...

Третья волна связана с реформами Столыпина. Начиная с 1903 года на иркутские земли потянулась целая вереница переселенцев. Они стали основывать поселения, сохраняя свой уклад и даже манеру строить дома. Так были образованы деревни Тургеневка Баяндаевского района, Анучинск (Балаганского), Андрюшино (Куйтунского) и другие.

Четвертая волна - 30-е годы ХХ века, причем это не только политические ссыльные. В 1936-1937 гг. объявленная коллективизация заставила перехать в Сибирь многих крестьян, не желавших идти в колхозы. В Сибири же им пообещали, что они будут жить единолично, правда слова, как водится, не сдержали. Пятая же волна была связана с комсомольскими стройками.

Баяндаевские белорусы

Многие народы, сменившие вековое местожительство, стараются на чужбине, которая постепенно становится родиной, хранить традиции, обычаи и даже вещи предков. В полной мере это относится к белорусскому народу: долгие десятилетия проведя в Сибири, которую от Белоруссии отделяют тысячи верст, они до сих пор хранят память о родине. В частности, в далекой деревне Тургеневке, которая была основана в 1909 году первыми белорусскими переселенцами (она находится более чем в ста километрах от Иркутска - на землях холодного северного Баяндаевского района), есть даже национальный белорусский музей. Музею уже много лет. Однако специальное здание для него построили пять лет назад - новоселье справили осенью 2002 года. На музейных площадях расположена история далекой Белоруссии. Коллекция экспонатов, которую собирают всем миром, пополняется постоянно. Поэтому и в новом здании музею уже тесновато.

Одна из комнат оформлена как белорусская горница начала прошлого века: низкая кровать, закрытая покрывалом, ажурная белая наволочка на подушке, детская колыбелька, коврик, бывший когда-то в обиходе у какой-то белорусской семьи, плетеные тапочки... Этот народ по традиции украшает одежду, полотенца, постельное белье вышивкой и кружевами. В старину белорусские женщины сами пряли шерсть, лен, коноплю, а затем ткали полотно и покрывала. Образцы для музея в Тургеневке собирали по всей деревне. Национальная одежда, украшения, настоящие рушники, ажурное постельное белье - вещи, которые веками хранились в больших сундуках белорусских женщин и их потомков, теперь могут увидеть все, кому интересны культура и быт белорусов.

В музее проходят школьные уроки истории и краеведения. Здесь можно познакомиться не только с предметами белорусского быта, но и с военной историей - письмами, медалями, орденами. Музей в Тургеневке сотрудничает с окружным краеведческим музеем и белорусским обществом. Национальные праздники, в которых сильны традиции белорусов, до сих пор проводятся в деревнях Приангарья. И отказываться от них не собираются. Напротив, все больше молодежь интересуется своим происхождением.

Каждый год в различных населенных пунктах области справляют весенний праздник "Гуканьне вясны" (к примеру, в этом году весну встречали в Иркутске у залива Ерши). Два года назад, также в апреле, "Гуканьне вясны" отмечали в белорусской деревне Лидинск Баяндаевского района. Эта деревня, по некоторым данным, была образована около ста лет назад белорусскими поселенцами во времена столыпинских реформ. Лидинск до сих пор наполнен тем же национальным колоритом, что и в прошлые времена. Вероятно, из-за отдаленности деревни от больших городов белорусы сумели сохранить свои старинные обряды - даже такие уникальные, о которых забыли в самой Белоруссии, например старинный хоровод "Просо".

"Гуканьне вясны" - это праздник, посвященный наступлению весны. По представлению белорусов, в эту пору на землю прилетают выраи - птицы из небесного рая. В свои права вступает белорусская богиня красоты Лада, от которой зависит приход тепла, расцвет всего живого, будущий урожай и сама жизнь человека. Девушки делают бумажных птиц и поднимаются на высокое место, где уже сошел снег, или крышу. Там они произносят заклички и запускают птиц - пусть Лада увидит, что птицы уже прилетели, скорее придет и приведет весну. Цель мероприятия - показать деревенской молодежи обрядовый праздник, привлечь их внимание к забытым национальным традициям.