Весенний лед обманчив и опасен

Наступает период оттепелей и таяния льда на водоемах. Это время особенно опасно с точки зрения передвижения транспортных средств, отдыха любителей подледной рыбалки. В этой связи мы попросили начальника Центра Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу Романа Богданова ответить на несколько вопросов.

- Роман Викторович, нынешнюю зиму синоптики называют теплой. Насколько отличается состояние льда от прошлых лет?

- Действительно, мы были свидетелями достаточно высоких температур - специалисты даже называют их аномальными - в течение трех зимних месяцев, а именно в это время происходит естественное нарастание льда на водоемах. По разным точкам замеров толщины льда Братского водохранилища, которые находятся в зоне ответственности окружной ГИМС, показатели отличаются от прошлогодних на 30-50 процентов. Именно по этой причине мы не открыли ряд ледовых переправ, которые успешно функционировали в прошлые годы. К примеру, водители, которые совершают рейсы на автомашинах от Приморска до Новоленино, особенно на грузовых, действуют на свой страх и риск. Никакой гарантии успешного завершения поездки по льду ГИМС, будучи организацией, ответственной за безопасную эксплуатацию водных объектов, дать не может. Поэтому хочу предупредить и водителей, и их пассажиров: не рискуйте понапрасну жизнью, стоимость которой гораздо выше сэкономленных минут или нескольких литров бензина.

- Открытие и содержание ледовых переправ наверняка связано с финансовыми затратами. На чей счет они должны быть отнесены?

- Это один из сложных моментов в открытии и работе ледовых переправ. Средства для этих целей должны закладывать в бюджеты муниципальные образования, на территории которых работают переправы. Тем не менее при формировании финансовых документов на год депутаты муниципальных образований либо забывают, либо не считают нужным включать эту статью расходов в бюджет, и в результате мы имеем необорудованные дороги на льду, передвижение по которым сопряжено с немалым риском для жизни, а потому запрещено. Надеюсь, что на будущий год мы будем наблюдать более благоприятную ситуацию.

- Наверняка существуют какие-то нормативы и признаки, по которым можно определить надежность льда, и их особенно важно знать в весенний период?

- Безопасным для пешего человека считается в наших условиях лед толщиной не менее 10 сантиметров. Про передвижение техники сейчас не говорю, потому что в ближайшее время даже официально открытые и действующие на территории округа ледовые переправы в целях безопасности будут закрыты. Пешеходам же неплохо помнить, что прочность льда ослаблена в устьях рек и их притоках. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и впадения в водоемы сточных вод, а также там, где есть водная растительность, вблизи деревьев, кустов и камыша.

Еще один немаловажный момент: если наступает потепление и температура воздуха выше нуля держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%. Надежен лед или нет, можно определить визуально: лед голубого цвета крепок, прочность белого льда в 2 раза меньше, а серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен. А вообще, хотелось бы посоветовать жителям без крайней нужды не выходить на лед в весенний период. Особенно это касается любителей подледного лова, которые выезжают на лед на автомобилях и располагаются там большими компаниями. Это крайне опасно, потому что, как уже говорилось, весенний лед очень ненадежен. Тех же водителей, которые будут съезжать на лед, невзирая на установленные запретительные знаки, ожидает как минимум административная ответственность за нарушение запрета.

- Тем не менее нередки случаи, когда люди попадают в беду, неверно оценив прочность льда. Что же делать в подобных случаях?

- Такие случаи происходят регулярно, хотя не все они регистрируются. В первую очередь человек не должен впадать в панику, не нужно делать резких движений. Надо раскинуть руки в стороны и постараться зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение. Затем следует осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ногу на лед. Если лед выдержал, то, медленно перекатываясь, ползите к берегу. Ползите в ту сторону, откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность.

- Как должен действовать человек, оказавшийся свидетелем несчастного случая?

- В первую очередь также не терять присутствия духа, хотя одной смелости тут мало. Нужно знать основные приемы спасения. Вооружитесь любыми подручными средствами спасания: длинной палкой, доской, шестом или веревкой. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду. Затем нужно ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье. Остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку или шест. Осторожно вытащите пострадавшего на лед и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны. Ползите в ту сторону, откуда пришли. Доставьте пострадавшего в теплое место. Окажите ему помощь: снимите с него мокрую одежду, энергично разотрите тело (до покраснения кожи) смоченной в спирте или водке суконкой или руками, напоите пострадавшего горячим чаем. Ни в коем случае не давайте ему алкоголь - в подобных случаях это может привести к летальному исходу. А вообще, хотелось бы пожелать читателям не забывать о тех в общем-то несложных правилах поведения на льду, о которых мы говорили, и быть осторожными. И тогда можно быть почти уверенными в том, что с вами не произойдет никаких неприятностей.