Время лечить стальных коней

Календарь отсчитывает первые дни весны. И хотя до выхода в поле еще далеко, пора озаботиться подготовкой к весенне-полевой кампании. Наибольший блок проблем здесь связан с введением на линейку готовности почвообрабатывающих орудий и сеялок, а особенно тракторов.

ОАО "Русь", крупнейшее в районе и стабильно действующее сельхозпредприятие, тоже не избежало пресса неподъемных цен на промышленные товары и энергоносители, которые устанавливают монополии.

- Трактора, да и другая техника уже по 2-3 раза выработали свой ресурс, - говорит главный инженер хозяйства Вячеслав Красноштанов, показывая "ремонтные мастерские круглогодичного действия" - небольшой гараж на несколько тракторов, где постоянно действует калорифер, обеспечивая приемлемую для ремонта температуру. В других помещениях такой роскоши мастера себе позволить не могут - слишком накладно.

- По 200 тысяч рублей каждый месяц платим за электроэнергию, - мимоходом замечает Красноштанов - в основном, конечно, много потребляют фермы, но иначе нельзя.

Он стирает пыль с таблички Минского завода на заднем крыле одного из тракторов. Год выпуска - 1980-й.

Конечно, как заметил главный инженер, на бесконечные починки техники расходуется меньше средств, чем на покупку новой. Но за новую надо выкладывать большой куш, причем сразу, а ремонты "сосут кровь" хоть и постоянно, но понемногу. Выбирать особенно не приходится. Тем более что техники одновременно здесь нужно немало. Технология приготовления, например, сенажа в упаковке требует участия девяти тракторов МТЗ; если один выходит из строя, нет выхода, кроме как снять трактор с другого участка работ. И не только летом тракторный парк нарасхват: сейчас по три трактора работает на двух молочно-товарных фермах хозяйства, еще три в Прохоровке, один из которых также занят на ферме, а другой на развозке воды. Плюс к тому три трактора на лесозаготовке. Это еще не все.

- Всего у нас их числится сейчас 41 единица, - говорит Вячеслав Красноштанов, - в том числе два "Кировца", пять Т-4, 16 тракторов МТЗ всех модификаций, три ДТ-75 и другие. Часть идет на списание - в весенне-полевых работах они участвовать уже не будут. Это, так сказать, ремонтный фонд, хотя их немного. Ремонт в основном делаем своими силами, поскольку ни Боханская, ни Осинская СXT давно уже не помощники. С "Кировцами" сложнее - один двигатель отправили на капитальный ремонт в Шелехов, но выкупить не можем. Второй К-700 надо тоже отправлять туда - требуется отремонтировать коробку передач и кое-что еще. Тоже большая работа, да и недешевая, а если еще вспомнить про замену резины...

Отремонтирован один МТЗ, и еще один в ремонте. Такой же трактор ремонтируется в третьей бригаде. На очереди ДТ-75. План восстановительных работ имеется, и в марте работы будут вестись уже широким фронтом. Скомплектованы соответствующие звенья по всем бригадам. До прицепных машин и почвообрабатывающих орудий очередь дойдет в ближайшее время. Пока на линейке готовности уже шесть сеялок в Прохоровке, готовятся культиваторы.

У главного инженера сейчас основная забота - успеть подготовить к выходу в поле всю необходимую технику. Далее хозяйству придется решать еще одну задачу - обеспечение горючим. Сейчас ГСМ расходуется максимально экономно. Сергею Кирюхину, вывозящему с Русско-Янгутской и Грязнушинской ферм навозную жижу на массив многолетних трав, выделяется в сутки 40 литров дизтоплива. При этом в день он на МТЗ-1221 с десятикубовой емкостью делает по 9-10 рейсов. Жестко ограничен расход горючего и на других механизированных работах.