Улус Кулункун Усть-Ордынского аймака

Кулункун - одна из старейших деревушек Эхирит-Булагатского района. И хотя расположилась она рядом со столицей округа, продвинутой ее не назовешь - рожают мало, больше половины населения старики да люди предпенсионного возраста. "Деградирует наша деревня", - говорят жители. Но делать нечего - в начале третьего тысячелетия народ здесь живет не лучше его предков много поколений назад. Выживают только за счет скота и работы в своем хозяйстве. Единственное, чему рады кулункунцы, - подрастающее, хоть и немногочисленное, поколение. Ребятишкам с первых лет прививают любовь к своим предкам и интерес к истории своего рода. Говорят, пока есть кому хранить память о прадедах, род будет продолжаться.

Как кулункунцы Кудинскую долину покоряли

О том, когда появились первые буряты на реке Куде, существует много версий. Одни исследователи говорят, что потомки Чингисхана поселились здесь в XIII веке, другие утверждают, что не раньше XIV века. Сходятся в одном - именно легендарная Куда стала местом поселения первых в этих местах бурят. Они же и дали название речушке - Худайн-гол, что в переводе на русский означает "река сватов". О каких сватах думали тогда основатели современных бурятских родов, неизвестно.

Некоторые историки полагают, что это название произошло от бурятского рода худай. Ведь в переводе с бурятского языка "худа" означает "крутой", "обрывистый" - именно такими всегда были берега и долины речки Куды.

Худай со временем трансформировалась в название Куда. Долина вдоль реки - от устья реки Мурин до улуса Бозой - стала прародиной многих родов. В том числе и бурятского рода бубэ, который еще называют бубай. От этого рода произошел род кулункун - по-бурятски ата. Что означает это название, молодые жители Кулункуна не помнят, зато старожилы могут рассказать много интересного об истории своей деревни, которая передавалась из поколения в поколение.

Восстановить эту историю, которая могла забыться с годами, взялся житель Кулункуна Роман Филиппович Мотодоев. К одному старожилу в гости зашел, к другому - так и собралась история деревни Кулункун.

Вспомнили старожилы рассказы своих бабушек и дедушек о том, что предки их жили исключительно скотоводством. Зимой жили здесь, в Кулункуне. Улус был огорожен изгородью, а ворота одного большого двора находились в районе Красной горы, где местные шаманы проводили различные обряды, - обычай этот сохранился до сих пор. Летом кулункунцы выводили свои тучные стада в Кудинскую долину. Трава на зеленых пастбищах по пояс была - там и проводили все лето чабаны. Летники были разбросаны от того места, где сейчас стоит символ Усть-Орды - статуя конного всадника, и до поворота в село Булуса. Так, летними набегами на Кудинскую долину весь Кулункун жил вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

Колхозники XVII партсъезда

С 1917 года население Кулункуна на летники уже не выезжало - улус стал коммунистическим. Здесь образовалось несколько коммун, которые в 30-х годах объединились в один колхоз имени XVII партсъезда. Хозяйство росло и крепло. Построили ферму, телятник, конюшню, птичник, каменный свинарник, отгородили пасеку. Сегодня от колхоза-миллионера остались одни названия местностей вблизи Кулункуна - пчельник вдоль ручья да свинарник - местечко за деревней, где летом откармливали свиней.

А тогда... В предвоенные годы кулункунцы собирали с гектара 27 центнеров пшеницы, да и во время войны вносили посильный вклад в будущую победу. До сих пор остались письменные свидетельства о том, что председатель колхоза Бардымов Малахан Бардымович отдал армии 270 килограммов картошки, целого барана, два кролика и пару куриц. На войне погибли 30 жителей Кулункуна.

А в 1961 году колхоз имени XVII партсъезда вошел в состав совхоза "Усть-Ордынский", став его пятым отделением. Маргарита Худеевна Янхаева, бабушка семнадцати внуков и трех правнучек, в советские годы работала в этом колхозе.

- Сама я из Баяндаевского района, - рассказывала нам Маргарита Худеевна, - вышла замуж за местного. Долго не выбирала - у меня своих четверо от первого брака было. Муж погиб, когда мне 30 лет было. А у Леонида Шулуновича пятеро детишек, тоже без жены остался. Забрал он меня из моего Бохолдоя и привез сюда, в Кулункун. Еще троих ребятишек я родила уже здесь. Леонид был старше меня на десять лет. Всю жизнь пастухом проработал - с 12 до 70 лет. Четыре года назад умер. Как жизнь прошла? Троих детей похоронила, а в остальном не жалуюсь. Остальных ребятишек выучила, на ноги подняла, дома всем выстроила, а потом уже и себе вот эту вот избушку поставила, - Маргарита Худеевна обвела рукой комнату за печкой. Работать для этого приходилось немало. Была и осеменатором, и телятницей, и даже чабаном. Совхоз наш работал до 90-х годов. Потом закрылся. Деревня деградирует помаленьку. Кто в Усть-Орде работает, кто спивается. Остались старики.

Маргарита Худеевна Янхаева первая в бурятском селении начала продавать плоды своего труда - молоко и сметану. Старики увещевали ее, дескать, буряты не торгаши, стыдно! Тем более продажу священной белой пищи называли великим грехом.

- Когда начала на рынок в Усть-Орду ездить, многие односельчане не понимали меня, а мне не до мыслей о грехе было - детей нужно было как-то кормить-одевать. Зарплата не позволяла прожить - семья-то у нас большая была, да еще родители.

Таких людей - пенсионеров, всю жизнь отдавших родному колхозу, - в Кулункуне много. Это и бывшая свинарка, известная в деревне своим добрым нравом, бабушка Екатерина Васильевна Полеева, и муж ее, Василий Пантелеевич Полеев, переживший три концлагеря и попавший в Сибирь по вербовке. До самой пенсии он работал лесничим в Кулункуне. О некоторых колхозниках далекого XVII партсъезда осталась только память. В годы репрессий колхоз лишился лучших работников. Только память осталась о расстрелянных, а позже реабилитированных уроженцах Кулункуна: Савве Инхиреевиче Имедееве, Иване Алексеевиче Алексееве и других. Благо память эта живет и по сей день - ее хранят в музее местной школы.

Историю своего рода восстановили всей деревней

Сегодня род деревни Кулункун можно назвать многонациональным - за многие годы от него произошли еще тридцать родов! Многие из них, кстати, носят совсем не бурятские фамилии. На изображении генеалогического древа в Кулункунской начальной школе можно увидеть фамилии Прокопьевых, Даниловых, Александровых. В Кулункуне кроме бурят живут русские, украинцы, татары, казаки, молдаване. Несмотря на такое разнообразие национальностей, каждый ученик этой школы знает все поколения своего рода назубок, ведь еще у их предков существовал обычай - на семейных празднествах в присутствии многочисленных гостей дети, стоя у стола в почтительной позе, перечисляли своих предков начиная с Буха-нойона.

Чтобы история рода Кулункуна сохранилась не только на бумаге, школьники во главе с учителями создали музей. Старинные вещи собирали всей деревней. Музею отведена целая комната. Диву даешься, как могли храниться у людей эти старинные вещи более века. Кое-что привезли даже из соседних деревень.

- Очень непростое это дело - искать такие редкие вещи, - говорит директор школы Александра Алексеевна Сибгатулина. - Но музей мы собрали общими силами за один год.

В первую очередь в глаза бросаются нарядные шелковые халаты. Кажется, что это сценические наряды. На самом деле эту одежду позаимствовали не у артистов - эти халаты три поколения одной семьи надевали исключительно по праздникам. А когда встречали сватов - обменивались поясами. Здесь же старинные украшения кулункунской невесты - бусы из еще более древней шкатулочки. Люлька для младенца, непонятно для чего хранившаяся много десятков лет в чьей-то кладовке, сундук для нарядов, ручной сепаратор, аппарат для варки тарасуна. Детские унты носил дедушка одного из работников школы.

Эти вещи еще более бесценны от того, что школьники знают, кто ими пользовался, - в коридоре школы висит стенд с фотографиями старожилов, ветеранов и погибших на войне. Среди них черно-белая маленькая фотография Романа Филипповича Мотодоева - отца Романа Мотодоева, который потратил немало времени на восстановление истории своей малой родины.