В Усть-Ордынском округе необходимо создать специальный заказник

Об охране природы в Приангарье рассказывает сотрудник Прибайкальского национального парка

В России действуют 35 национальных парков. Отличие парка от других охраняемых зон, например от заповедника, заключается в том, что на территории парка могут жить люди, разрешена охота, эти места открыты для посещения туристов. В декабре Прибайкальский национальный парк отметил свое двадцатилетие. Парк расположен на территории Слюдянского, Иркутского и Ольхонского районов и занимает площадь 417,3 тысячи гектаров.

Карта Прибайкальского парка раскрашена в разные цвета. Непосвященному человеку это цветовое обозначение не скажет ни о чем, а для специалиста сразу ясно, что фиолетовый цвет - это рекреационная зона, зеленая - заповедная, а белая - это территория, которая в парк не вошла. Иначе - земли государственного запаса.

- Вот, например, берег Ольхона закрашен белым, - показывает на карту заместитель директора Прибайкальского национального парка по науке Виталий Рябцев. - Это значит, что многие виды животных и растений попали в опасность, не имеют достаточной защиты. Здесь деятельность человека ведется без всяких ограничений. Недавно на Ольхон провели электричество, и сразу в несколько раз резко увеличился приток туристов. Само собой разумеется, что ходят туристы не только по белой разрешенной береговой зоне. Заходят и в глубь острова. Ведут себя по отношению к природе просто возмутительно. Отдыхают так, будто больше они сюда не приедут. Сделать мы не можем практически ничего. На всем острове работают всего 5 инспекторов. Часто бывает, что инспектор выявляет нарушения, но в одиночку справиться с большой и шумной компанией не в силах.

Основные задачи национального парка - сохранение природных комплексов и объектов, развитие туризма. Вся проблема в том, что туризм должен быть более цивилизованным и не нарушать естественного баланса.

- Для того чтобы возрос уровень законопослушности, необходимо принять законы, которые увеличат наказание усилят ответственность, - говорит Виталий Рябцев. - Сейчас же, независимо от причиненного ущерба, штраф составляет всего 2 тысячи рублей. И за поджог леса, и за разбрасывание мусора. Конечно, за убийство редкого вида существуют более высокие штрафы. Но поймать браконьера на такой большой территории удается не всегда.

Количество национальных парков на территории России ограничено. Где быть парку или заповеднику, решается заранее. До 2015 года планируется открытие парков в Приморье, Якутии. Часто получается так, что не все нуждающиеся в защите территории попадают в число охраняемых зон. На территории округа до сих пор нет ни заповедника, ни национального парка.

- Заповедник можно создать там, где небольшая численность населения, - говорит Виталий Рябцев. - Именно поэтому на территории УОБАО этого сделать нельзя. Хотя природа там нуждается в сохранении. Я орнитолог, со студенческой скамьи занимаюсь птицами. Так вот, именно на территории округа еще сохранились такие виды, как орел-могильник и сокол-балобан. Раньше их можно было встретить и на Ольхоне, но теперь этих редких птиц можно увидеть только в округе. Если в 1983 году могильников было 200 пар, то в 2005-м осталось около 30. Считаю, что на территории округа необходим специальный заказник. Его следует организовать возле Унгинского залива. Еще один перспективный район - бассейн реки Куды (Эхирит-Булагатский, Баяндаевский районы).

Некоторое время назад специалисты заговорили о создании этнографического музея возле Качугского тракта. По мнению Виталия Рябцева, идея хороша тем, что можно показывать традиционный быт бурят в сочетании с естественной природой. В этом районе большой поток туристов, которые могли бы познакомиться с уникальной орнитофауной УОБАО. Также в музее можно заняться и разведением верблюдов, ведь еще каких-то 70 лет назад верблюд был неотъемлемой частью свадебного калыма во многих бурятских семьях.