В Братском море тонут автомобили

Из-за теплой погоды в автономии не работает ни одна ледовая переправа

Четыре автомобиля провалились под лед на Братском водохранилище за последние три месяца, четырех погибших вытащили водолазы из затонувших машин. Ни одной официальной переправы в этом году не открылось в автономии. Причина - теплая погода, мешающая ледоставу, и отсутствие оборудования для ледовых переправ. Ледовых дорожек от берега к берегу в этом году особенно много - каждый рыбак или водитель лесовоза выбирает свой путь. Тем не менее специалисты утверждают, что на лед выезжать рано даже на легковых машинах.

Русский авось не помог

Государственная инспекция по маломерным судам УОБАО размещается в поселке Оса. Отсюда легче контролировать работу законных и неофициальных ледовых переправ, ходить в рейды и помогать пострадавшим. Последних немало - их учет даже ведется в особом журнале, где описываются все чрезвычайные происшествия. Зимой ЧП случаются не реже, чем летом, зато намного трагичнее, ведь если машина проваливается под лед, вместе с ней может утонуть не один человек. Первый в этом году несчастный случай после ледостава зафиксирован еще в ноябре. 19-го числа в пять часов вечера на льду водохранилища в 40 километрах от села Ирхидей Осинского района на своей машине потерпели крушение военные из поселка Оек Иркутского района. Толщина льда была в этом месте около 10 сантиметров - такой лед может выдержать лишь пешехода. Специалисты были удивлены, что пострадавшие смогли проехать достаточно далеко. Несмотря на то что глубина в месте происшествия была всего 2 метра 80 сантиметров, из шести человек пассажиров спастись удалось лишь четверым. Двое не смогли выбраться вовремя из тонущего автомобиля.

В начале декабря рыбаки из села Середкино Боханского района сообщили о том, что на льду в районе села Быково обнаружили полынью, возле которой резко обрывался след от машины. Газик, провалившийся под лед, направлялся, по всей видимости, в Середкино. Из затонувшей на глубину 15 метров машины извлекли тела двух человек. Специалистам удалось восстановить цепочку событий. Жители деревни Середкино отмечали какой-то праздник. Для чего им понадобилось ехать в Быково - неизвестно, но мужчины выбрали короткий путь - по льду. Когда ехали в одну сторону, под машиной треснул лед, однако все обошлось. Люди добрались до Быково без особых происшествий. Через пару часов возвращались назад на той же машине, по той же дороге. Но на этот раз удача подвела друзей - автомобиль попал в тот самый пролом, который образовался два часа назад. 20-сантиметровый лед не выдержал... Обоим жителям Середкино было за сорок.

Еще два автомобиля ушло под лед после новогодних праздников. 11 января машины ехали одна за другой по льду Ангары недалеко от Бурети. Первой машине удалось проехать всего сотню метров. Другая ушла под лед через триста метров. Два японских грузовика утонули друг за другом. Людям удалось выскочить из машин.

Зима приходит неожиданно

Середина января, а лед водохранилища исполосован дорогами. В основном ездят рыбаки на уазиках и лесовозы. Однако инспекторы уверяют, что в настоящее время лед тонок даже для легковых машин. На Братском море не отрыто пока ни одной переправы. Зато неофициальных ледовых дорог много - Из Новоленино Осинского района можно достаточно быстро попасть в Кутанку или в поселок Приморский, из Каменки Боханского района идет дорога через Ангару, из села Середкино Боханского района ледовая дорога ведет в Ангарстрой Аларского района.

- Если бы главы этих муниципальных образований позаботились вовремя, сейчас уже были бы открыты две переправы, - уверяет старший инспектор ГИМС округа Виктор Кожемякин. - Толщина льда - более 50 сантиметров - позволяет открыть переправы из Новоленино в п. Приморский Осинского района и из села Каменка в Свирск Иркутской области. Однако толстого льда мало. Дороги к переправам должны быть благоустроены. Сами переправы нужно оборудовать знаками для обозначения границ дороги, которая должна быть двухсторонней. Дорожные знаки - обязательное условие. Кроме того, вдоль ледовой дороги должны стоять ящики для мусора и щиты с надписью "Подать утопающему", оснащенные спасательными кругами, страховочными канатами, баграми, лестницами и специальными бревнами для пролома льда, чтобы спасать утопающих. Кроме всего прочего, рядом с обязательными шлагбаумами должен дежурить пост.

Можно предположить, что все эти мероприятия достаточно затратны. Один только дорожный знак стоит около 800 рублей.

- Об устройстве ледовых переправ нужно заботиться заранее, еще летом, - считает Виктор Кожемякин. - У нас, как всегда, зима приходит неожиданно, и главы сельских администраций не могут справиться с нашими предписаниями и остановить поток машин на льду. Уследить за всеми нарушителями просто невозможно.

Не нарушайте правил в одиночку

Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России по Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу призывает граждан не выезжать на лед до официального открытия ледовых переправ. Ледяной покров, достаточный для движения легковых автомобилей, на Братском водохранилище устанавливается обычно к середине декабря, а на реке Ангаре - к середине января. Движение по льду легковых автомобилей разрешается при достижении им толщины 26 сантиметров, при условии, что лед плотный, прозрачный и без трещин, а пешеходам можно выходить на лед не тоньше 10 сантиметров.

Тем не менее любителей нарушать закон меньше не становится. Если остановить поток автомобилей на неофициальных переправах невозможно, его нужно хотя бы упорядочить, считают специалисты. Как это ни абсурдно звучит, но людей просят не нарушать правила на льду в одиночку. Для служебного транспорта это обязательное требование, а частнику-одиночке надо, конечно же, подождать попутную машину. Дистанция между машинами должна быть такой, чтобы едущий вторым успел остановиться и оказать посильную помощь первому, если тот провалится под лед.

Лед - единственное место, где пассажирам автомобилей не стоит пристегивать ремни безопасности и даже в мороз опустить стекла. Автомобиль, за редким исключением, не падает камнем на дно. В большинстве случаев он держится некоторое время на поверхности, зацепившись бампером, крылом, или просто плавает. С постепенным погружением автомобиля дверцы зажимаются льдом, и открыть их просто невозможно. При хорошей реакции нескольких секунд достаточно, чтобы выскочить через открытое окно и при этом буквально выйти сухим из воды. В подобных ситуациях нередко роковую роль играют шубы, ремни и другие вещи, которыми люди зацепляются за выступающие части кабины. Однако совсем снимать одежду не стоит. Пуховая или синтепоновая куртка, например, может послужить спасательным жилетом.

Если все-таки автомобиль провалился под лед, не стоит ждать помощи, ведь даже удачная эвакуация из затонувшего автомобиля не гарантирует, что человек спасется. Даже в стоячей воде не всем удается попасть в место пролома, и люди бьются как рыба об лед, а потом тонут.

С собой лучше возить сухую одежду - она может пригодиться не только вам. Если одежда промокла, нужно бежать по трассе в сторону ближайшего населенного пункта. Сначала будет холодно, потом одежда превратится в броню, которая защитит от ветра.

Спасатели рекомендуют ни в коем случае не выезжать на лед в нетрезвом состоянии даже пассажирам. Дело в том, что организм, пытаясь сохранить от переохлаждения жизненно важные органы, отключает циркуляцию крови в периферии. Спирт расширяет сосуды - на этом основано его согревающее свойство. Кровь устремляется в конечности, температура которых может быть близкой к нулю, охлаждается и, возвращаясь к сердцу, вызывает его остановку.

- Пострадавшие не могут объяснить нам, для чего они выезжали на лед в неположенном месте, - говорит Виктор Кожемякин. - В лучшем случае они находятся в нетрезвом состоянии. В худшем - объяснять уже некому...