В Приморском замерзают люди

Пенсионеры боятся оставить свои холодные квартиры

В поселке Приморском Осинского района люди со страхом ждут наступления настоящих морозов. В трехэтажном доме мерзнут старики, инвалиды и дети. Зима наступила, а в благоустроенном доме нет тепла. Система отопления в аварийном состоянии, долги работающих жильцов за коммунальные услуги достигают нескольких сотен тысяч рублей, а страдают пенсионеры. Отопления нет и не будет. Работники местной администрации воюют с жильцами - старики наотрез отказываются покинуть полузаброшенный дом, предпочитая до последнего оставаться в холодных квартирах.

Пенсионеры просят не бросать их

Зима наступила, как и полагается, со снегом и морозами. Но в трехэтажном благоустроенном доме поселка Приморского Осинского района отопительный сезон так и не начался. Еще в середине лета лесоперерабатывающее предприятие, на балансе которого находилась котельная, отказалось от нее.

- Управляющие этого частного предприятия поставили нас в известность, что у них нет финансовой возможности отапливать этот дом, - сообщила глава поселка Приморского Оксана Шмакова. - Проблема в том, что в нашем местном бюджете таких средств тоже нет. Дом был построен в 1984 году не по проекту, собирался из некачественного стройматериала. С тех пор ни разу не ремонтировался. Систему отопления трехэтажного жилого дома нужно полностью менять, она находится в аварийном состоянии. На это нужно больше миллиона рублей. Думаю, даже районный бюджет не сможет найти такие средства на одно здание. Даже если запустить котельную, старые трубы не выдержат и людей затопит.

На прошлой неделе Приморский посетила целая делегация специалистов из окружного управления МЧС и администрации Осинского района. Прошли по квартирам, поговорили с жителями. Посоветовали одно - переселение. Но жилья для людей в поселке нет. Родственники есть не у всех, да и сами старики не горят желанием покинуть дом. Звонят в местную администрацию и просят не оставлять их в беде. Одним нужны дополнительные обогреватели, другим необходимо проводку отремонтировать.

- Кроме тех денег, которые необходимы для капитального ремонта отопительной системы, коммунальному хозяйству нужно выплатить большой долг за предоставленные услуги, - говорит Оксана Шмакова. - Пенсионеры, как правило, заботятся о своем жилье. Бабушки убирают подъезды и исправно платят за услуги ЖКХ. Зато некоторые работающие жильцы не платят годами. Общий долг по этому дому составляет 305 тысяч 540 рублей. По двум судебным разбирательствам должникам присудили выплатить деньги. Взять с них нечего, имущества у них практически никакого нет, а на улицу мы их выселить не можем.

Нет выхода

Все жильцы, которые смогли найти жилье, давно покинули дом. Так же поступить людям советуют местные власти, поскольку ситуация безнадежна. Отопления этой зимой не будет, да и на следующий год огромные средства на ремонт вряд ли найдутся. В квартирах некогда благоустроенного дома остались пенсионеры и инвалиды - люди, которым идти просто некуда. Многие не желают бросать квартиры. Температуру в своем жилье поддерживают обычными обогревателями, на кухне круглые сутки включены электропечи. Обогреватели для жильцов закупила местная администрация. Работники администрации поселка почти каждый день совершают обход квартир, следя за температурой воздуха. Для них проживающие здесь старики уже стали родными. Что с ними будет, если проводка не выдержит большой нагрузки, которую дают обогреватели? Вдруг в сильные морозы отключат электроэнергию? Такое в деревне случается часто, а долгая зима еще впереди.

- Мы должны быть уверены, что у каждого проживающего здесь человека есть дом, где его приютили бы, - объясняет Оксана Шмакова. - Другое дело, что наших пенсионеров не так легко уговорить на этот переезд. Одни не хотят обременять своих родственников, другие просто боятся оставить квартиру - мародеры и в деревне есть. Первый подъезд стоит заколоченный, но воры все равно залезают в оставленные квартиры. Порой старики прямо так и говорят: "Мы лучше умрем, но в своем доме".

Примерно одно и то же приходится выслушивать работникам администрации поселка, когда они совершают свои почти ежедневные обходы оставшихся квартир старого дома. 11 жилых квартир осталось в двух подъездах, 16 человек каждый день мерзнут в своих домах.

- Я не брошу свою квартиру! Лучше умру здесь, - говорит пенсионер, инвалид первой группы Андрей Владимирович Сударенко. Пожилой человек отказывается покинуть дом, который остался без отопления. - Четыре года здесь живу. Совсем тепло никогда не было, однако отопление еще ни разу не отключали.

В Приморском у Андрея Владимировича живет сестра, у нее есть свой дом, но пенсионер не хочет переезжать к ней.

- Я инвалид, тяжело болен. У меня за одну ночь два приступа может случиться! Не хочу мешать жить другим людям!

Андрей Владимирович ходит дома в телогрейке и валенках. Просит привезти ему на пол какой-нибудь коврик - на первом этаже мерзнут ноги.

Тамара Павловна Лысенко переживает за своих куриц, которые живут в сарайчике рядом с домом, хотя сама спасается благодаря обогревателям. О том, как будет переносить крепкие морозы, женщина даже думать не хочет.

- К зятю не пойду, чужим людям вовсе не нужна. Буду здесь зимовать.

- У некоторых бабушек есть дети, которые живут здесь, в Приморском, - рассказывает Оксана Шмакова. - Дети приезжают, хотят забрать пенсионеров, но те сопротивляются. Прямо в дверях стоят и не дают вещи выносить. Например, Любовь Тимофеевну Прошину зовут к себе дочь с зятем, дом ей купили, зять обещает дров привезти. Но бабушка боится за квартиру, как многие другие жители боятся потерять свое жилье.

В настоящее время проблема не решена. Пенсионеры останутся зимовать в доме, который не отапливается. В случае перебоев с электроэнергией жильцов будут подселять к знакомым и родственникам.