Бурятское наследие под защитой иркутских музеев

В коллекциях становится все больше экспонатов бурятской культуры

Музеи есть в каждом городе, и кажется, что ничего нового, а уж тем более интересного там не увидишь. Но это мнение ошибочно. Каждый музей неповторим, и таким его делают не только экспонаты и выставки. Прежде всего музей живет за счет энергии людей, которые там работают. Для того чтобы посмотреть на музейную жизнь со стороны, мы выбрали два музея Иркутска. Первому в этом году исполняется только десять лет. Второй уже широко известен за пределами Иркутской области.

В поход за древностями

Музей истории города Иркутска молодой - в октябре этого года ему исполняется 10 лет. Работники музея отличаются своей энергией, искренним интересом к выбранному делу. Марина Василенко, заместитель директора музея по научной работе, рассказала о том, что вот уже три года подряд музей проводит экспедиции в Качугском районе. Это делается для того, чтобы пополнить фонды музея, как можно лучше представить культуру наших предков.

- Наша третья экспедиция была самой успешной, - рассказывает Марина Василенко. - Из этой экспедиции мы привезли 70 экспонатов. Но это не самое замечательное. Уже давно мы мечтали попасть в деревню Магдан Эхирит-Булагатского района, но то подводила погода, то транспорт. А этим летом все пошло как по маслу. В Магдан мечталось попасть потому, что именно там сохранилась уникальная культура. Русские и буряты очень давно жили в этих местах бок о бок. Традиции, привычки, верования народов органично дополняли друг друга. Из-за этого там много уникальных вещей, найти которые - большая удача. Эти вещи нельзя считать русскими или бурятскими. Они появились из сплава двух культур.

Например, в этом году я нашла огромный капкан. Произошло это так: все члены экспедиции искали пещеры, в которых во время Гражданской войны прятались красные. Я зашла дальше всех и чуть не угодила в капкан. Он был просто огромный. Мы долго думали, можно ли забрать его. В конце концов решили взять, захлопнули его с помощью большой ветки и потащили. Но нас немного мучила совесть: все-таки взяли мы капкан без разрешения. По дороге из моего кармана посыпалась мелочь - я будто заплатила за него. Теперь мой трофей занял свое место в музее, и я просто налюбоваться на него не могу. Ведь определить возраст этой вещи нельзя - капкан постоянно переделывали, чинили, усовершенствовали, и это не единственный интересный экспонат, который мы нашли.

Каждый район по-своему интересен. Обидно только, что местные жители так привыкают к своему дому, что не замечают этого. Тут-то и появляется музейщик.

- Работа такая, - улыбается Марина Василенко. - Некоторые считают, что мы только в кабинетах работаем, но ведь это не так. Большое количество материала можно найти исключительно в экспедициях. Например, жители деревень вдоль Кулингского тракта (старая дорога между Качугом и Магданом) издавна занимались разведением лошадей. Поэтому до сих пор привязывают колокольчик-ботало на шею не коровам, а лошадям. Для них это повседневность, а для историков интересный факт. Хороший музейщик знает историю каждого экспоната, помнит всех людей, с которыми общался. В этом году музею Иркутска удалось собрать средства на более обширную экспедицию. В ней даже участвовала сотрудница Усть-Ордынского краеведческого музея Лариса Данчинова.

- Нам очень помогло присутствие Ларисы Данчиновой, - продолжает Марина Василенко. - Со многими мы смогли пообщаться на бурятском языке. Люди, к которым мы приезжали в прошлом году, очень обрадовались, увидев нас снова. Еще прошлым летом мы хотели вывезти ценный экспонат - кровать, на которой умер учитель Ленина Федосеев. Эту кровать из поколения в поколение передавала семья Тюменцевых. Но иметь у себя дома такой ценный экспонат хлопотно. Поэтому люди хотели подарить его нам. Но размер нашей машины не позволял взять кровать с собой. В этом году мы вернулись за ней, чем очень обрадовали хозяина теперь уже музейного экспоната.

Музей "Тальцы" - ожившая история предков

Сохранением наследия бурятской культуры занимается не только молодой музей Иркутска. В знаменитом музее под открытом небом "Тальцы" тоже обеспокоены этой проблемой.

- Необходимо заниматься сохранением именно материальных ценностей, - говорит директор музея Владимир Тихонов. - Ведь только одежда, дома, предметы обихода передают колорит времени и народа. Праздники же очень изменчивы. Вы только посмотрите, что стало с Масленицей. От первоначального языческого праздника осталось очень мало. Его изменили и православная церковь, и время, а на территории Сибири - культура бурят. В нашем музее мы, стараясь сохранить каждую деталь обихода, показываем, как жили наши предки.

Музей "Тальцы" находится на 47-м километре Байкальского тракта. Он состоит из реальных строений, которые были перевезены из различных районов области и округа. В самих домах воссоздана атмосфера быта наших предков. Это сделано при помощи найденных и реставрированных предметов обихода. В музейный комплекс входят и изба казака, и две церкви XVII века, и целая улица деревни-малодворки, и еще множество экспонатов.

- Чтобы полностью обойти весь музей, нужен целый день, - говорит Владимир Тихонов. - Тем более что музей постоянно расширяется. Например, бурятская деревня сейчас состоит из летника, который был вывезен из Алагуевского улуса, а также из зимника, юрты шамана. В скором времени у нас появится маломорский бурятский рыболовецкий стан. Он уже почти готов. Недавно мы нашли единственную сохранившуюся байкальскую лодку. Ее длина 14 метров, а вес 6 тонн. Осталось найти инфраструктуру: бак для засолки рыбы, сушилку. Также мы планируем формирование православного миссионерского стана. До революции их было 24. В них занимались обучением детей бурят. Мы уже вывезли миссионерский стан из Кимильтея. Для полноценного комплекса нужно найти дом священника и школу. Кстати, один из самых древних экспонатов музея - бурятская мельница, относящаяся к VII веку.

Музей "Тальцы" не единственный, где можно ознакомиться с культурой бурят. По словам Владимира Тихонова, в Усть-Орде сейчас занимаются реставрацией бурятского зимника.

- Проблемы с экспонатами для нашего музея возникают редко, - говорит Владимир Тихонов. - Например, мужских повседневных брюк не хватает. В основном сохранилась одежда, предназначенная для праздников. Ее специально откладывали, потому что часто такая одежда - произведение искусства. Люди сейчас стали понимать, что историю нужно сохранять. И лучше всего это делать в музеях. Тем более в таком, как наши "Тальцы". Только за день туда приезжают сотни туристов. История наших предков - русских и бурят - интересует все большее количество людей, и расширение коллекций таких музеев тому доказательство.