Аларские робинзоны

Фермеры района выживают только благодаря собственной предприимчивости

Анатолий Аркадьевич Иванов, главный специалист Аларского района по растениеводству 10 июля пошел в отпуск, но толком отдохнуть так и не удалось — занялся сельхозпереписью. В соседних районах к тому же начала свирепствовать бурая ржавчина, и пришлось постоянно следить за своими полями — напасть, к счастью, прошла мимо. В свой рабочий кабинет в отпускные дни наведывался редко, но едва только переступал порог, как тут же был атакован кем-нибудь из местных фермеров.

Вот и на этот раз его поймал фермер из Табарсука Анатолий Демиденко:

— Анатолий Аркадьевич, как там по строительству?

У табарсукского фермера сын заканчивает сельхозакадемию, вот отец и беспокоится о жилье для него — есть ведь программа по жилью для молодых специалистов. Что тут ответишь? Строить надо, а войдет в программу его сын или нет, неизвестно. Заявку подали, а дальше окружной комитет будет решать. Ответ, конечно, фермера не удовлетворил. Но куда еще ему податься со своими проблемами, если не в сельхозотдел — последний форпост всех аларских фермеров.

Конец ассоциации

В начале 90-х в Аларском районе, как и во всех районах области, была создана ассоциация крестьянских фермерских хозяйств, и возглавил ее как раз Иванов, тогда еще главный агроном райсельхозуправления. Проводили собрания, конференции, и, поскольку область выделяла на фермеров какие-то деньги, фермерские проблемы худо-бедно решались. Едва только округ стал автономией, финансирование прекратилось. Ассоциация продолжала существовать на бумаге, но практического значения уже не имела. Фермеры еще какое-то время собирались, пытались что-то решать, но кроме пшика это ничего не давало. Вскоре об ассоциации совсем забыли, но Иванов по инерции продолжал курировать фермеров — координировать-то их как-то надо. Консультировать, в конце концов. Фермерами ведь работают не только специалисты по сельскому хозяйству, но и вчерашние учителя, врачи. Фермеры к тому же в сельском хозяйстве района занимают довольно значительное место: 24% посева всех зерновых района приходится на их долю. Из 37 тысяч гектаров посевных земель 9 принадлежит фермерам.

Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств, казалось бы, пришел естественный конец, но в этом году она неожиданно напомнила о себе. Ассоциацию решили банкротить. Появился даже внешний управляющий, правда глава ассоциации его и в глаза не видел.

— Чего меня банкротить? — удивляется Анатолий Аркадьевич. — У меня ведь ничего нет. Даже долгов.

— А нужна ассоциация фермеру или нет?

— Конечно, нужна. Ведь живут они как Робинзон на необитаемом острове — каждый решает свои проблемы как может...

Хочешь жить — умей вертеться

Такого количества фермеров, как в Алари, наверное, не было ни в одном из районов округа — 110 хозяйств. Но капитализм выдержали далеко не все. Кто-то надеялся на халяву (шахтеры помогут, друзья), а кому-то просто не повезло — готовил пары, а тут засуха. Кто-то техникой не смог обзавестись. Реально работают сегодня только 45 хозяйств. Остальные числятся. "Выживают те, — говорит Анатолий Иванов, — у кого развито экономическое сознание". И приводит примеры.

Одним из первых фермеров района был ангарчанин Александр Николаевич Суханов, взявший землю в аренду в селе Александровском. В 1991 году начинал практически на голом месте — вместе с семьей жил в вагончике, занимался пчеловодством и выращиванием овощей. После смерти Александра Николаевича эстафету принял его сын Вадим. Пчеловодство забросил, но овощи выращивает и по сей день. С 20 гектаров сократился до шести, но дело идет — умудряется заключать договоры на поставку овощей в школы, детские сады, дом инвалидов...

Держится на плаву и фермерское хозяйство Николая Степановича Криворучко в Забитуе. Начинал он с того, что выкупил мельницу, на которой когда-то работал электриком. Появилась мельница — задумался о посевах. Приобрел мини-пекарню. Потом развел овец, а в нынешнем году прикупил еще и 40 коров. Построил жилой дом для рабочих, столовую. Теперь вот думает о строительстве гаража и конторы. Мечтает о приобретении трактора по лизингу.

Таких примеров много, но у всех фермеров одна беда — нет рынка сбыта. Криворучко собирается увеличить дойное стадо, но уже сейчас не знает, куда деть то молоко, что дают его 40 коров. Возить его в город слишком накладно, а скупщиков в Забитуе нет. Молоко в основном идет на нужды своих рабочих в счет зарплаты.

Урегулировать проблему с рынком сбыта в Алари пока не удается. Да и не пытались этого толком сделать.

"Чтобы создать закупочные кооперативы, нужно изрядно потрудиться, нужны кредиты, — рассказывает Анатолий Иванов, — а кто крестьянину даст кредит, если нужно ежемесячно выплачивать проценты, а денег нет, и появятся они лишь после того, как будет реализован урожай. К тому же нужен залог, а фермерам по большому счету и заложить-то нечего — землю в залог не берут. Технику — только не старше пяти лет, тогда как всем известно, что наши фермеры в большинстве работают на утиле. Чтобы получить кредит, нужен еще и гарант (поручитель), а таковых в районе нет". Тем не менее в районе нет ни одного фермера, который не подал бы заявку на кредит. Ждут и надеются.