Хорошо там, где нас нет

Чтобы стать Черным морем, Байкалу не хватает тепла?

Пляжи в Адлере - это Россия, собранная на маленькой территории. Во-первых, в сорока метрах от моря тянется железная дорога, поэтому каждый купающийся знает, откуда именно прибывают будущие соседи по лежакам: поезда "Северная Пальмира", "Московия", "Золотая Хохлома", Урал, Мурманск, Ижевск, Иркутск... Встречаясь на пляже, случайные знакомые начинают обсуждать прелести южных мест.

Один разговор (приехавших из Красноярска и Норильска):

- Очень дорого и долго добираться...

- На Байкал надо ехать!

- Там же холодно!

- Что вы! Говорят, даже купаться можно. Есть такие заливы маленькие, вот там.

- А у меня знакомая ездила, говорит - турбазы дорогие. Семьсот рублей в сутки!

- Да что вы! Не может быть!

...Не вмешиваясь в разговор, мысленно подтверждаем: может, может. И семьсот еще не предел. А вот о том, что про Байкал как место туризма, не говоря про Иркутск, мало кто знает, - факт. Похоже, иностранцы владеют информацией даже лучше россиян.

АвтоВАЗ рулит

Первое и самое сокрушительное впечатление от юга: 90% водителей здесь передвигаются на продукции отечественного автопрома. Маршрутки - "Газели", личные машины - "Жигули". В норме считается увидеть мажорную девушку за рулем "копейки". При этом не скажешь, что южане просто экономят деньги - очень много новых последних моделей ВАЗа, которые стоят, как известно, не меньше неплохой иномарки. Просто такой вот у них, южан, менталитет. Никакой лихости на дорогах нет.

Однажды мы попали в дикую пробку - минут на сорок (это общая беда всего Сочи вместе с дальними районами - дорогие узкие, а машин много). Выяснилось - впереди сломался грузовик, и наш водитель, стоявший в пробке первым, терпеливо ждал, пока не сообразил выяснить причину закупорки дороги. Ни одна (!) машина нас не обогнала, хотя встречная полоса была пустой. На конечных остановках, например на железнодорожном вокзале в Сочи, маршрутки в дорогу выпускает разводящий: "Давай, брат, давай езжай!" Будь моя воля - каждого иркутского маршутчика отправила бы на стажировку на юг - поучиться вежливости. Один из южных водителей такси однажды даже провел нас метров сто, выйдя из-за руля, чтобы показать нужное направление. Хамства услышать в принципе невозможно - вероятно потому, что юг давно живет туризмом и все ориентировано на это.

Не сезон!

Однако местный туризм, как и зарождающийся байкальский, носит здесь откровенно просоветский характер: ни шатко ни валко. Середина июня в Сочи еще не сезон. Поэтому в Адлере, к примеру, к этому времени продолжают неторопливо красить лавочки на аллеях, менять тротуарную плитку, на пляже устанавливают киоски. Для южан июнь еще не время больших заработков. Однако туристы со всей России уже едут сюда сплошным потоком: для них <не сезон> - это возможность сэкономить немалые деньги.

Жилье в частном секторе Адлера в это время стоит 150 рублей в сутки с человека. В следующие три месяца цена поднимется в два-три раза. Причем под жильем не надо понимать то, что мы привыкли видеть в частном секторе Ольхона или Аршана - деревянные дома с удобствами на улице. 150 рублей в сутки на юге ты платишь за жилье с отдельным санузлом (обязательна горячая вода), холодильником, телевизором, своей кухней с посудой и плиткой. В последние годы туристы стали требовать также стиральную машину-автомат. Жилье - это трех- и четырехэтажные коттеджи, обшитые сайдингом, с евроремонтом. И такие условия, как показывает практика, не блажь. Это норма. Туристы в жилье роются как в сору.

В условиях подобной конкуренции тому же сегодняшнему Аршану, к примеру, остается рассчитывать только на то, что туристов в мире много и, даже если каждый приедет сюда по одному разу, на наш век хватит. Потому что второй раз в частный сектор этого благодатного присаянского поселка издалека поедет не каждый. К примеру, в прошлом году в снятом нами все за те же 150 рублей в сутки с человека из удобств была только грязная кухонная плита и разномастная посуда. За баню, как известно, гостеприимные хозяева берут отдельные деньги. В Сибири пока проще жить разведением скота, чем туризмом. Когда-нибудь счастливые обладатели домов в Аршане и прибайкальских поселках поймут, что это несравнимый заработок, хотя и сезонный. К примеру, живя в мини-гостинице, мы посчитали, что, сдавая два с половиной этажа своего коттеджа, наши хозяева-армяне за сезон (то есть за четыре месяца) зарабатывают гораздо больше полумиллиона рублей. Даже если поделить на год, все равно получится неплохо.

Поэтому весь частный сектор Адлера - это одна большая стройка. Коттеджи растут как грибы. Попутно хозяева продают путевки на экскурсии, домашнее вино, в каждом уважающем себя дворе УАЗик в тюнинге: верх снимается, установлены трубы безопасности (это для того, чтобы возить туристов на так называемый джипинг - марш-бросок по горной местности включая речки). Но вот менталитет хозяев совсем не тот, что в Сибири.

Руссо туристо

За российских туристов нередко бывает стыдно. Южный воздух и праздность заставляют их иной раз расслабляться до неприличия. Не говоря уже о том, что в порядке вещей считается идти по улицам в плавках и купальниках и даже заходить так в магазин. Местные жители, как правило армяне, смотрят на все это с хорошо скрываемым неодобрением. Никакого показного (и непоказного) гостеприимства здесь нет. Спросишь - ответят, причем очень вежливо. Сами никаких усилий к общению не предпринимают. С одной стороны, это хорошо. Иной раз приветливость сибиряков, которые намечут на стол месячный запас продовольствия и спиртного и заставят все это съесть и выпить, кажется лишней. Особенно, наверное, для иностранцев.

То же касается и рынка. Он хоть и южный, но очень спокойный. Никто ничего не навязывает. Особенно поражают после иркутских мясные ряды: у нас, как известно, мясо рубят "кусочками" по четыре кило, а в придачу продадут еще восемь килограммов чего-нибудь, и все это с шумом, уговорами, рассказами о том, где это мясо росло и чем при этом питалось. На юге такого нет. Если тебе нужно полкило антрекотов, то тебе молча подадут именно тот кусок, на который ты показал. Если мало - добавят еще один антрекот, а не три килограмма. Если хочешь купить разливного вина не полуторалитровую бутылку, а всего пол-литра, продавщица убьется, но найдет в подсобке маленькую бутылку. И все это не раскрывая душу, не навязывая общения и рассказов про родственников и политическую обстановку.

У нас все это есть

Чем юг, безусловно, выигрывает - это теплом и растительностью. Однако, взглянув на это великолепие сторонним взглядом, да еще человека, приехавшего с Байкала, понимаешь: да у нас-то не хуже. Есть все. Природа другая? Да. Но теплые моря есть по всему миру, а Байкал один. Саяны Кавказу не проигрывают. Омуль южной форели - тем более. Шашлыки из баранины в Баяндаевском районе можно делать не хуже, чем в парке "Ривьера", а охота и рыбалка дадут югу фору. Ну и джипинг на уазиках у нас вполне возможен. Главное взяться, только не добраться и разделить, а создать единое целое. Пока, к сожалению, байкальские и аршанские места нельзя назвать мечтой всемирного туриста. А значит - и деньги пока плывут в другие города, где пальмы парами на берегу.