Один мост хорошо, а два лучше

На речке Мурино, неподалеку от села Алужино, идет строительство нового моста

Жена алужинского шамана Василия Булгатовича Зандыкова не любит, когда ее мужа беспокоят по всяким пустякам, но на этот раз смолчала - его приглашали освятить строительство нового моста через речку Мурино. Большое дело. Старый-то мост, говорят, не освятили, брызгали как попало, больше под бравурные речи партийных секретарей, вот и не сложилось: не прошло и двадцати лет с закладки первого камня, как "быки" дали трещину и мост повело...

Плохие дороги

Впрочем, строительство нового моста между селами Алужино и Тугутуй (Эхирит-Булагатский район), начатое в мае этого года, в народе вызвало неоднозначную реакцию. Одни говорили, нужное, мол, дело. Другие лишь головой качали: куда ни кинь - везде прорехи. Работы нет, общественное производство низвели под корень; до столицы округа, если нет своей машины, хоть пешком иди; денег нет даже на то, чтобы застеклить окна в фельдшерском пункте, а тут стройка века - БАМ местного значения. Это гоголевский Манилов мечтал о строительстве моста, с которого можно было бы лицезреть виды Москвы, а народ деревенский попроще, практичнее...

Глава Алужинской администрации Олег Апполонович Ихиныров придерживается последнего мнения. Собственными глазами увидел смету на строительство нового моста, и стало не по себе: 60 миллионов рублей! Да на эти деньги из Алужино, пропахшего навозом, он сделал бы Нью-Васюки, благоухающие французскими духами. Построил бы детский сад, которого в Алужино отродясь не было, отчего родители вынуждены возить своих чад в соседний Тугутуй; поставил бы еще одну водокачку, а лучше две, чтобы в зимнее время старики не тряслись за водой к черту на кулички. Но главное - дороги.

От Усть-Ордынского до Алужино всего-то 12 километров, но каких километров! Асфальт, положенный еще при Советах, давно разрушился, обнажив бесчисленные ямы и колдобины. Уважающий себя шофер машину лучше погонит по гладкой полевой дороге, чем по этому полигону с воспоминаниями о былом асфальте и благополучии.

В самом Алужино тоже не разбежишься. Недавно районная газета опубликовала снимок: здание Алужинской администрации с государственным флагом на крыше, а рядом большая куча мусора. Было обидно. Этой куче уже 20 лет - когда-то сгребли остатки строения после пожара. Куча уже травой поросла, стала неотъемлемой частью местного ландшафта - ее и замечать-то перестали. Но если бы и заметили, то денег, чтобы ее убрать, как не было, так и нет. Нужна крупногабаритная техника, а кто ее даст задарма? Из районного бюджета в этом году на нужды местных муниципальных образований ни копейки не дали - как хочешь, так и крутись. Денег едва на собственную зарплату хватает, телефон в администрации за неуплату отключили, казенную машину за свой счет заправлять приходится. А мост... Нужен ли он? Старый еще вполне пригоден. Перила слегка отвалились, но мост даже под лесовозом не ходит.

Олег Апполонович поинтересовался у строителей:

- Старый-то мост закроете, или как?

- Два моста будет - по какому хочешь, по такому езжай.

- Не лучше ли старый закрыть?

- Может, и лучше, но денег нет.

"Вот ведь как получается, - думал Олег Апполонович, - на строительство деньги есть, а на разборку нет... В чужой карман, конечно, заглядывать не хочется. Но какой он чужой? Все с одного стола едим - государственного..."

Деньги из карьера

Местная молодежь тоже была недовольна: мостостроители заняли самые живописные места на речке. Раньше здесь купались, пикники проводили. Тенистые тополя, углубление в пойме, небольшой пляж - теперь от этого вряд ли что останется.

Но нет худа без добра. Вместе с мостостроителями в окрестностях Алужино к работе приступили и дорожники из иркутской организации ООО <Мастер>, подрядившиеся проложить по 500 метров свежей дороги по обе стороны моста. Чтобы обеспечить фронт работ, дорожникам срочно потребовался щебень, и они обратились в Алужинскую администрацию с просьбой арендовать заброшенный карьер - когда-то здесь добывали щебень для нужд строительства дороги Усть-Ордынский - Оса. Олег Апполонович тут же прикинул: больших денег на заброшенном карьере, конечно, не заработаешь, но для сельского бюджета и 20 тысяч богатство. Деньги, впрочем, решил не брать - не заметишь, как разойдутся. Лучше уж попросить строителей в качестве арендной оплаты отремонтировать дорогу в селе. Алужино, собственно говоря, это одна большая улица. Пусть прогрейдируют ее, заделают ямы - вот и в расчете. Заодно и кучу уберут - ту, что в газете отметили...

Взгляд специалиста

Но вернемся к мосту. Сельский житель рассуждает просто: раз мост не качается, значит, может служить. Совсем другая точка зрения у специалистов.

Строительством моста через речку Мурино занимается саянская организация ООО Химпромстрой, на счету которой несколько мостов в Иркутской области. Алужинский мост будет строиться в течение двух лет вахтовым методом. За месяц с небольшим было установлено только три опоры - вся работа еще впереди.

Интересуемся:

- Старый мост еще может служить?
Мастер Алексей Викторович Константинов неопределенно пожимает плечами:

- Может, но он ремонтный - подушки потрескались, опоры разваливаются... Лучше новый построить, чем его ремонтировать.

Прошло бы еще несколько лет (может, и десятилетий), и местное население могло бы остаться без моста. Так что лучше сейчас не спеша сделать добротное строение, чем потом наспех и неизвестно что.

Новый мост, по словам строителей, будет не хуже старого. И даже более того - по конструктивным особенностям точь-в-точь будет повторять старый.