Ожившие легенды

Выпускники Осинской художественной школы создали удивительную коллекцию тотемных образов

Теперь уже и не вспомнить, кому принадлежала эта идея - создать коллективную выпускную работу. Может быть, и самим ребятам. Другое дело техника изготовления: куклы с использованием нетрадиционных для исконно бурятских промыслов поролона и синтепона давно были в разработке преподавателя школы Елены Феликсовны Вахрушкиной. Что-то уже было сделано, что-то запланировано. Часть поролоновых кукол Елена Феликсовна уже демонстрировала на областном семинаре, где провела мастер-класс по их изготовлению. Но вот такой коллекции - тематической - в школе до сих пор не было.

Духи-покровители

Основная идея коллекции - показать традиционную бурятскую семью и духов-покровителей, объединив их в одну композицию. Каждый из выпускников должен был сделать по одной кукле, разместив их в два яруса: наверху духи, внизу - семья. Сейчас, пожалуй, и не скажешь, какие куклы труднее было сделать: для семейных требовалась фантазия, для божественных - ответственность.

Самую главную куклу пантеона - покровителя племени булагатов Буха-нойона - сшил Миша Москвитин. Искусствовед школы Юлия Николаевна Башинова рассказывает, что при изготовлении кукол духов-покровителей ребятам необходимо было ознакомиться с известными бурятскими легендами. Одна из них - легенда о Буха-нойоне.

В легенде рассказывается: "Кость Ноет произошла от Бото-Бумала, который имел небесное происхождение... Шаманка Асухан узнала, что от одной из трех дочерей Будургу-Саган-Тэнгэри должен родиться мальчик, которого она должна усыновить и воспитать. Однажды три дочери Будургу-Саган-Тэнгэри спустились с неба и купались в озере. Шаманка Асухан взяла с собой масло величиной с бабку (шагай) и распустила его по воде. Старшая из сестер увидела масло и говорит:

- Что за чудо это плавает по воде в озере?

Средняя говорит:

- Кто знает, какие превращения и какой обман земных!

Младшая из сестер сказала:

- Это сок земли.

И проглотила масло, отчего вскоре забеременела. Родился мальчик, имеющий волосы и кости, и тогда младшая из сестер спеленала его, уложила в железную люльку и сбросила на землю. Сын Хохо-Монхон-Тэнгэри и Уда-Монхон-Тэнгэри, обратившись в сивого пороза (быка), спустился на землю и кормил брошенного мальчика".

Это и был Буха-нойон, покровитель булагатского племени. Каким он был? Добрым или божественно равнодушным? Как изобразить покровителя в виде пороза? На эти вопросы Миша отвечал с помощью обычного поролона и ткани. Буха-нойон получился у него величественным и мудрым, с человеческими глазами.

Куклу Белого орла - тотем ольхонских бурят - делал Володя Хохолов. Куклу Птицы-лебедя - тотем хори-бурят - изготовила Аня Матвеева. Каждый из ребят вложил в свою работу собственный взгляд на старинные легенды, но и старался придерживаться традиционных представлений.

Бурятская семья

Работа над куклами бурятской семьи была не менее творческой. Четыре куклы - четыре мастера. И одна тема. Это объединяло ребят, выделяло их в одно маленькое содружество. Вместе думали над тем, сколько человек должно быть в семье, какого возраста и пола. Вместе придумали фамилию и имена всех ее членов.

Традиционно многочисленные бурятские семьи не подходили для основы творческого проекта, поэтому решено было воссоздать молодую, недавно сложившуюся семью из четырех вымышленных персонажей: главу семьи Сокто Бадмаева изготовил Женя Олзоев, его жену Сэсэг сшила Алексеева Саша, бабушку Хатриину смастерила Аня Контакова, а внучку по имени Аюна сделала Женя Нашкеева. Последним куклам определили возраст: бабушке 80 лет, внучке годик. Эти две куклы, представляющие как бы две крайние грани человеческой жизни - младенчество и старость, - имеют много внутренних сходств, выразить которые можно было только чисто декоративными средствами: у обеих кукол пухлые щеки и лукавые глаза.

Директор выставочного зала "Наследие" Антонина Григорьевна Осодоева говорит, что ребята с особой тщательностью работали над костюмами для кукол. Это видно хотя бы даже потому, какие украшения на женщинах. Молодая буквально увешена оберегами, а у старой лишь один медальон. Так и было в действительности.

Выпускники получили дипломы, а их коллективный труд продолжает стоять в центре выставочного зала, привлекая внимание посетителей.