В деревне старинных домов живут потомки великих бурятских родов

Историю своих предков они хранят в уникальном музее

Огромные купеческие дома с множеством пристроек, с высоким крыльцом и старинной резьбой на наличниках. Деревня Байтог, что в Эхирит-Булагатском районе, представляет собой почти музей под открытым небом. Только эти дома обитаемы — в них живут потомки древних бурятских родов. А души их предков хранят деревню — люди, когда-то покинувшие Байтог, возвращаются сюда через десятки лет.

Байтог находится между деревнями Гаханы и Ахины Эхирит-Булагатского района, располагается в ложбине между священными горами, с которыми связаны многочисленные легенды. Эти истории передаются из поколения в поколение жителями Байтога. В центре деревни находится основная ее достопримечательность — огромные дома с шикарной резьбой на наличниках. Ровно век назад эти старинные постройки принадлежали купцам, проживавшим в разных деревнях. В Байтог их перевезли для того, чтобы отдать под школу. Сейчас в них живут учителя.

— Старики говорили, что в начале прошлого века в Байтоге была школа, но никаких архивных документов о ней не сохранилось, — рассказывает учитель Людмила Ханхасаева, которая также живет в одном из бывших купеческих домов. — В 1924 году, по рассказам старожилов, со всей округи в Байтог начали свозить большие дома раскулаченных богачей из близлежащих деревень.

Всего таких домов набралось шесть — все они и по сей день стоят рядом, в одном дворе, который сначала был школьным. В каждом особняке учились дети. Так было до 1942 года, пока в Байтоге не построили школу. В купеческих домах стали жить учителя. Местные жители переняли манеру украшать окна своих домов резьбой. Поэтому теперь хозяева многих домов могут похвастать такими же наличниками.

Музей хранят потомки Хадалая

Свидетельства более давней истории деревни Байтог и ее жителей можно найти в местном музее. В обычной небольшой квартирке дома, который принадлежал Байтогскому совхозу, хранятся орудия труда позапрошлого века; в оборудованной под юрту комнате можно увидеть кухонную утварь из серебра, старинные бумажные деньги и монеты, одежду женщин буровского рода, охотничьи принадлежности — от стрел с кораллом и настоящим оперением до кованого кинжала, которым, по преданию, байтогский мужик Богачев убил пять медведей. В других комнатах хранятся деревянные жбаны, из которых раньше пили тарасун, сундуки и даже вытесанная из дерева статуэтка известного в тех местах сказителя легенд Болхолжона Богомолова, который жил в Байтоге в прошлом веке.

Музей этот организовала больше 30 лет назад местная учительница Аграфена Багинова. Она со своими учениками ходила по домам жителей Байтога и собирала старинные вещи. Потом она уехала, передав этот музей в руки своей коллеги Матрены Ханхасаевой, учительнице родного языка. В то время музей располагался в уголке школы. Матрена Хандыхановна продолжила дело и открыла новый отдел, посвященный истории села и района. Так были найдены и записаны легенды разных родов, которые проживали на этой земле в незапамятные времена. В 1983 году старая школа сгорела, музейные экспонаты спасали всем селом.

В 2000 году музей перешел по наследству к дочери Матрены Хандыхановны — Людмиле Ханхасаевой.

— Наш род — потомки Хадалая, — говорит хранительница музея. — Хадалай имел семерых детей. Одного из сыновей звали Хойба, — Людмила Георгиевна перечисляет по именам всех своих предков. — Мои дети — шестое поколение. С этими местами связана история основания деревни Байтог. Хадалай путешествовал на коне между гор и восхищался природой, которая открывалась перед ним. Он слез с коня, чтобы насладиться вдоволь видом на горы и леса. В это время конь моего предка упал на траву и начал переворачиваться, играя. Хадалай счел этот знак хорошим и решил поселиться в этом месте. Теперь мои братья ездят на то священное место между гор, откуда началась деревня, чтобы поклониться предкам.

Земля зовет на родину

Свои корни в Байтоге знает каждый человек, уважающий историю своего рода. Георгий Васильевич Басхаев изучает свою родословную уже несколько лет. Он имеет два высших образования, родился в Байтоге, работал в Улан-Удэ преподавателем в строительном техникуме. Прожил там много лет, обзавелся семьей. И не думал возвращаться, пока не случилось горе — умерла мать.

— В 1987 году мама умерла, а жила она в Байтоге всю жизнь, — рассказывает свою историю Георгий Басхаев. — Когда она была жива, завещала мне вернуться сюда. Я тогда не принимал ее слова близко к сердцу. Но однажды приснился мне сон, будто стою я в окружении духов умерших людей и тут со мной начинает говорить один из предков, великий шаман. "Ты обязательно должен вернуться на родину и совершить обряд поклонения богам, тогда все твои болезни пройдут..." В то время, 16 лет назад, у меня стало пошаливать давление. Как ни лечился, здоровье не возвращалось. После того как приснился мне этот сон, я собрался и приехал в родную деревню, поклонился, как и положено, святым местам. И после всех обязательных шаманских обрядов вернулось ко мне здоровье.

Хотел было Георгий Васильевич пройти обряд посвящения в шаманы, да возраст, говорит, подвел. "Старый ты уже, — говорили старики, — опыта маловато..."

Георгий Басхаев так и не стал настоящим шаманом, но все обряды и традиции свято соблюдает и чтит память своих предков. Он уверен, что неспроста вернулся на свою землю — боги не хотят, чтобы деревня погибла. Потомки великих бурятских родов возвращаются.