Порядок и хаос Марины Ивановой

Председатель Осинской районной думы готова работать на общественных началах

Станислав Павлович Туглаков — в прошлом Осинский милиционер, а ныне поэт из Улан-Удэ — вовсе не удивился, когда объявили победителей чемпионата по подледному лову: семейство Ивановых из Осы. С Виталием, главой семьи, когда-то вместе работали. Кто-кто, а уж Туглаков-начальник хорошо знал, как не любит проигрывать его подчиненный. С Мариной, супругой Виталия, познакомился в 79-м. И сразу же понял: избранница друга под стать тому — предприимчива, гостеприимна...
Сколько лет прошло, а Ивановы не меняются. Недавно сообща побывали в Усть-Удинском районе в гостях у общих друзей. Виталий между делом сразился с игровым автоматом: бросил пятак — выиграл 250 рублей. Туглаков, восхищенный везением друга, тут же надписал свою последнюю книгу: "Азартно играешь ты в автомат,/ Будешь, наверное, в жизни богат./ Бросил копейку, а взял двадцать пять..." Для Марины Аюшеевны посвящение сочинил поскромнее: "Любишь гостей в своем доме встречать —/ придется мне чаще к вам приезжать". Подчеркнул в ней лишь женское начало, хотя знал: если Марина бросит копейку, то выиграет как минимум пятьдесят...

Бизнес и семья

В начале 90-х Марина Аюшеевна, организовав сеть магазинов, заявила о себе как весьма удачливый предприниматель. За плечами был Новосибирский институт торговли, работа в экономическом отделе администрации и переход в бизнес по тем временам был совершенно естественным. Подрастали дети, нужно было зарабатывать.

Пять магазинов на территории двух районов (Осинского и Боханского), конечно, прокормили бы. На этом можно было остановиться, спокойно почивая на лаврах, но Ивановы вдруг берутся за производство лечебного напитка "ЭМ-Курунги", разработанного родным братом Марины Петром Шаблиным, доктором медицинских наук из Улан-Удэ.

Цех по переработке молока, открытый Ивановыми в центре Осы, поначалу внес в их жизнь много хаоса — из-за нехватки времени пришлось закрыть четыре магазина. Но именно Хаос является движущей силой развития, утверждал брат Марины, человек с философским складом ума: "Порядок не может выполнять эту роль, ибо полный порядок означает невозможность изменения, а значит, невозможность развития... Но хаоса должно быть немного — ровно столько, чтобы медленно, эволюционно, без потрясений изменять этот мир... Баланс между порядком и хаосом проходит в точке золотого сечения — в устойчивой экосистеме должно быть примерно две трети порядка и треть хаоса". Придерживаясь этого принципа, Ивановы и изменяли свой мир, став вскоре довольно состоятельными людьми.

Дети подросли, обзавелись семьями. Старший, Витя, влившись в семейный бизнес, взял на себя всю ответственность за работу цеха по переработке молока. Зина учится на микробиолога в Иркутске. Радует и младший сын Толя — учится хорошо, спокойный, рассудительный. А какой рыбак! Благодаря ему семейство Ивановых и победило в чемпионате по подледному лову. Из 28 пойманных рыбок 22 принадлежали Толе. Марина Аюшеевна и сама рыбачка не промах — все детство провела вместе с братом на берегах Обусинки. ("Хариуса ловили обычной вилкой".) Но за Толей на этот раз было не угнаться. Он и стрелять скоро лучше Марины будет, а ведь она когда-то была победителем районной спартакиады в стрельбе из винтовки. "Пусть мужчины побеждают, — утешала себя Марина Аюшеевна, — а я уж их морально поддержу". Толя не соглашался: "Обычно мы на равных рыбачим. Просто не повезло. И удочка не та — вместо мотыльницы простая подергушка..."

Хаос в личной жизни сжался до пятачка. Построили новый дом, собрались сад разбивать: в центре будет стоять настоящая бурятская юрта. Но то, что происходит вокруг — торжество хаоса — не дает Марине покоя. Может, потому и в депутаты пошла, а позже стала председателем Осинской районной думы.

Спикер без зарплаты

Детство Марина Аюшеевна провела в Борохале, неподалеку от Обусы. Училась в Новоленинской школе — здесь ее хорошо знают, уважают и доверяют ей. Потому и депутатом избиралась отсюда. Последний раз в Новоленино была в феврале, на юбилее подруги Любови Упхоновой, директора местного ДК. Поговорили о проблемах: вот уже несколько лет Дом культуры числится аварийным. "Документы я изучила, — успокоила подругу Марина Аюшеевна, — но руки пока не дошли... Надо создавать комиссию — посмотреть, как и чем можем помочь".

"И как ты только все успеваешь? — удивились одноклассницы". "Успеваю", — ответила Марина Аюшеевна, сославшись на то, что помощников много: муж, дети...

Не стала уж говорить, что работой в думе пока недовольна. Что она может сделать, если районного бюджета хватает только на содержание административного аппарата? Какой смысл составлять план экономического развития района, если нет денег? Бюджет на все сто процентов дотационный. Раньше занимались распределением лесосечного фонда, шли налоги от сельхозпредприятий. А сейчас? В бюджете нет даже статьи по сельскому хозяйству. Селу выделяется мизер в виде субсидий на ГСМ и удобрения. Дума по существу дублирует работу администрации или занимается рутинной работой по разработке Устава, его утверждению, изменению; контролирует выполнение государственных программ ("Дети-сироты", "Заболевания социального характера"), на которые нет поступлений, а потому и не может быть эффективного результата. Все это рано или поздно утрясется, уверена Марина Аюшеевна. Объединение округа и Иркутской области, возможно, расставит все точки над i. Возможно, думы не будет или, напротив, она укрепится. Но что делать сейчас, в период хаоса? Работать. Даже в ущерб своему бизнесу. Даже на общественных началах (зарплату как спикер она не получает).

Однажды ее спросили: "Что вас больше всего волнует как женщину и спикера?" Ответила не задумываясь: "Бездомные дети". Кто-то съязвил: "Всех детей накормить хочешь?" Марина Аюшеевна ничего не ответила, но подумала: "Хочу". Государство пока ей в этом не помощник. Спонсорская помощь приюту, школе, конечно, положения не исправит, но надо же как-то поддерживать баланс хаоса и порядка.