Село должно стать богаче

Каждая доярка мечтает получать по 12 тысяч рублей в месяц

Деревня, вопреки расхожему мнению, не разучилась работать. И не спилась окончательно, как любят говорить горожане, покупая продукты. А они — продукты — не на дереве выросли, и заграничными чипсами-колами-страусами жив не будешь. Значит, надо поднимать российское село — каждое, независимо от того, находится оно на Белгородчине или у Байкала. Есть, есть примеры благополучных хозяйств в Приангарье и сейчас, к примеру СХОАО "Белореченское", — огромный агрохолдинг, в который вложены большие инвестиции и серьезные кредиты. Доярки на фермах "Белореченского" получают до 12 тысяч рублей. Как сделать так, чтобы каждая доярка получала за свой труд достойные деньги?

Село Мало-Молево Аларского района. Ферма на взгорке, рядом конный двор, на котором не только кони-красавцы, но и пони. У фермы тарахтит трактор, подвозит корм. Скота здесь, на мало-молевской ферме ЗАО "Нива", немало, только дойных коров две сотни голов. Ни в один даже самый тяжелый год ферма не прекращала работу, и сейчас здесь работают три десятка человек. Сначала здесь, а потом каждый на домашней ферме. По нескольку голов скота содержат не от хорошей жизни. Зарплата мало-молевских доярок примерно тысяча триста, при этом в основном выбирается кормами. Как раз для того, домашнего, скота, который и даст живые деньги. А без денег никак! Детей учить, семью одевать-обувать, и даже на ГСМ для школьного автобуса нужны деньги, иначе топай, школьник, по хляби пешком в среднюю школу в соседнее село.

Проблема отсутствия налички — одна. Есть вторая: выращенную продукцию еще попробуй продай. У кого есть возможность, везут молоко на рынок в Черемхово. Скоро лето, цена литра молока упадет, как обычно, до самых низких пределов — хоть выливай. Или сдавай за копейки. А стоимость ГСМ меж тем перед посевной вряд ли затормозит свой рост, хотя и так уже горючка для селянина золотая.

Есть третья проблема: молодежь не остается на селе. Молодым нужны деньги хотя бы на обзаведение тем же самым хозяйством. Само по себе хозяйство, смеются доярки, не заведется. Так что кто будет работать в деревне, когда совсем состарятся нынешние механизаторы, доярки и скотники, неизвестно.

Где выход? Искать партнеров — перерабатывающие предприятия. Мы вам молоко, вы нам — деньги. Вы горожанам — продукцию переработки, а они вам опять же деньги. И все довольны, у всех зарплата, и молоко идет на питание городским ребятишкам, а не поросятам в деревне. Примеры такого сотрудничества в Усть-Ордынском есть: ОАО "Русь" Осинского района. Хозяйство прочно стоит на ногах, увеличивает поголовье крупного рогатого скота, постепенно обновляет парк сельскохозяйственной техники. Добиться таких успехов удалось только благодаря сотрудничеству с крупным предприятием Иркутской области — ОАО "Масложиркомбинат", который два года назад стал акционером ОАО "Русь".

Вложенные в сельскохозяйственное предприятие средства сразу принесли результат. За это время закуплено полторы сотни племенных голов. Немало средств потрачено на закупку техники: танков-охладителей немецкого производства, кормоуборочной техники, тракторов и многого другого. Масложиркомбинат дает селянам технику в аренду за небольшие деньги. Вкладывая оборотные средства в предприятие, взамен стабильно получает высококачественное молоко.

Пример успешной работы на селе есть и рядом с Аларским районом. Это то самое СХОАО "Белореченское", которое 28 марта наряду с Мало-Молево посетил полномочный представитель президента РФ в СФО Анатолий Квашнин. Увиденное произвело впечатление на делегацию Сибирского федерального округа. У "Белореченского" есть возможность вкладывать большие средства в развитие и оснащение сельского производства. Поэтому и работа доярок из села Петровка отличается от работы доярок села Мало-Молево. В Петровке, к примеру, стоит датское оборудование. Труд легче, а зарплата выше — почти в десять раз. На ферме содержатся 400 коров — в среднем от каждой надаивают 16 литров молока в сутки. Крупный агрохолдинг дает своим предприятиям развиваться, а работникам — зарабатывать хорошие деньги.

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, традиционно аграрный, может жить не хуже. Селу нужны инвестиции и кредиты. Селянин умеет работать, если создать для этого условия, — к примеру, закупить современное оборудование для ферм, облегчить труд и доярок, и механизаторов. Должны появиться пункты приема молока, чтобы селяне получали живые деньги за свой труд. Во многом реализации этих планов поможет национальный проект по развитию сельского хозяйства .

Кроме того, еще в феврале 2006 года глава администрации Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Валерий Малеев и губернатор Иркутской области Александр Тишанин подписали соглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства. Планируется создание на территории округа 12—15 пунктов приема молока от владельцев личных подсобных хозяйств. Проект будет финансироваться совместно. Затраты предстоят существенные, поскольку современное оборудование для молокоприемных пунктов стоит недешево. Именно стоимость специальных охладителей молока, без которых обойтись нельзя, сдерживала зачастую инициативу предпринимателей. Но надежда, что проблема приема молока на селе начнет решаться, появилась. Как следствие — когда людям будет куда сдавать молоко, они начнут увеличивать поголовье скота на подворьях.

Усть-Ордынский округ и область намерены также сотрудничать и в вопросах производства элитных семян. Планируется открыть в округе около десяти пунктов искусственного осеменения скота. При сотрудничестве Иркутской области и автономного округа пригодится опыт последнего в поддержке личных подсобных хозяйств — как известно, в УОБАО выплачиваются дотации на дойную корову (сейчас сумма составляет 300 рублей, однако власти обещают увеличить ее до тысячи уже с этого года).