Бахтайские краеведы исследовали расцвет и трагедию деревни Саган-Жалгай

В Бахтайской школе Аларского района работает краеведческий кружок "Булаг" ("Родник"), руководит которым Надежда Ивановна Муруева . Юные краеведы побывали в музеях районного центра, встречались с краеведами Табарсукской средней школы, пригласили к себе ветерана Даманских событий 1969 года Степана Артемьевича Пакеева, с которым имели интересную беседу. Этой встрече посвятили выпуск газеты "Эхо Даманского". Самым интересным событием в жизни кружка была конференция на тему "Расцвет и трагедия деревни Саган-Жалгай". Сегодня об этом расскажут сами краеведы Бахтайской школы

— Конференция была посвящена исчезнувшей деревне. Мы рассказали о Саган-Жалгае, попытались найти причины трагедии и также представить себе картину будущего — сможет ли возродиться деревня. Были приглашены старожилы деревни Саган-Жалгай Агафья Вахрамеевна Барлукова (83 года), Эмилия Аполлоновна Николаева (75 лет), Надежда Хамаганонва Шопхонова (65 лет), которые давно живут в Бахтае. Они рассказывали, как после закрытия школы люди стали друг за другом переселяться в Бахтай, Хаддхан и другие места. В основном переехали в Бахтай.

Мы с Надеждой Ивановой восстановили план деревни. Для этого мы ходили в Саган-Жалгай, разговаривали с бывшим коренным жителем деревни Валерием Терентьевичем Шопхоновым , встречались с "последним из могикан" Урбановым Георгием Самсоновичем, который продолжает жить на краю бывшей деревни. Сам построил домик, баню, благо кругом растут сосны, березы. Урбанов нам рассказывал о своей жизни в глуши. Во-первых, нет электричества, нет воды. Летом набирает дождевую воду, зимой снег топит.

Но зато, говорит, живет в гармонии с природой. В магазин ходит в Бахтай. Косит сено, заготавливает на продажу дрова. Сажает картошку, излишки тоже продает. В Бахтае в библиотеке берет книги, много читает. Вот так живет, ни на что не жалуется, по-своему доволен жизнью. С ним разговаривать нам было очень интересно, потому что он по-своему рассуждает о жизни. Еще интереснее было, когда мы слушали рассказ Надежды Ивановны, родившейся перед войной в этой деревне. Она пофамильно называла тех, кто ушел на войну и не вернулся. И тех, кто вернулся.

В этой деревне когда-то была организована артель, затем колхоз "Ангара", председателем которого был Ефрем Барлуков (впоследствии репрессирован). Позже "Ангара" объединилась с колхозом "Сталинская правда" и стала его третьей бригадой. Старики до сих пор называют Саган-Жалгай "третьей бригадой". В 37-м году сталинские репрессии коснулись этой маленькой деревни. Здесь собрались бежавшие от коллективизации жители деревень Тохтуй, Налюр, которые давно, еще перед войной, исчезли с лица земли. Был репрессирован дядя Надежды Ивановны — Улаханов Филипп Андреевич, которого арестовали 19 января 1938 г., а 19 февраля расстреляли в районе Пивоварихи, о чем есть у нее справка из ФСБ.

Другой дядя Надежды Муруевой — Осип Алексеевич Макавеев — в 1940 г. был обвинен в саботаже. Работал трактористом, и у него сломался трактор — подшипники рассыпались, запасных деталей не так-то просто было найти в то время; человека даже слушать не стали, забрали — и с концом. Дома у него осталась жена с ребенком на руках. Когда сын вырос, стал ходить в школу, его называли сыном врага народа. Сегодня и его нет в живых.

Наши гости рассказывали, как после войны деревня Саган-Жалгай стала подниматься, был построен клуб, создан красный уголок. Существовали две МТФ, свиноферма, большой зерносклад, конный двор, "хомутарка", кузница, машинный двор, школа, магазин. В районе гремела комсомольско-молодежная ферма, куда на работу приехала молодежь из Бахтая, Ундэр-Хуана. На ферме была хорошо оборудованная столовая, красный уголок, где имелись радиола, газеты, журналы. Молодежь почти не уходила домой. Жизнь била ключом. И вот в 70-х годах люди постепенно стали выезжать из деревни. Закрылась ферма — скот перегнали в Бахтай. Закрылся клуб, его куда-то продали. Перестала работать школа. Люди продавали дома или перевозили. Деревня сгинула.

Мы, краеведы, спросили у старожилов бывшей деревни, можно ли сегодня восстановить Саган-Жалгай. Вместе мы пришли к выводу, что пока государство не обратит внимание на сельское хозяйство, таким заброшенным деревням не возродиться.

Сейчас даже трудно представить, что на этом пустом месте когда-то жили люди со своими радостями, печалями, мечтали вырастить детей. Очень больно смотреть на оставшихся двух жителей этой бывшей деревни — Г.С.Урбанова и A.M.Макавеева