В Оеке сгорел храм

На его восстановление потребуется не менее 10 млн рублей

События прошлой пятницы надолго останутся плохой памятью в душах жителей Оека. В этот февральский день сгорел храм Успения Божьей Матери, который давно стоял в центре этого большого крепкого села, что находится на полдороге между Усть-Ордой и Иркутском. На службы сюда приезжали и жители округа. Храм восстанавливали долгое время и немалыми средствами. Поэтому смотреть, как рушится в бессмысленном огне купол с крестами, как храм горит внутри, прихожанам и просто свидетелям трагедии было невыносимо.

Черная пятница

Храм Успения Божьей Матери — памятник архитектуры с полуторавековой историей. Как говорит отец Вячеслав (Пушкарев), возглавляющий Верхоленский церковный округ Иркутской епархии, в который входит значительная часть УОБАО, а также несколько районов Иркутской области, на его сохранности настаивал Центр сохранения культурного наследия, хотя сейчас, после пожара, особенно стало видно, как за прошедшее столетие с лишним разрушились стены, был поврежден купол. Храм, по словам отца Вячеслава, надо было "долго лечить" после десятилетий советской власти, за время которой в здании чего только не было. После революции его не постеснялись с энтузиазмом превратить в тракторную станцию, затем на церковных полах устраивали пляски — здесь был сельский клуб. Храм пережил и это. Но не горел ни разу. Отец Вячеслав начал проводить здесь службы с 1998 года, а в 2000-м в Оеке появился священник отец Вадим, который вплотную взялся за дело восстановления храма. В прошлом году на купол установили крест.

— Восстановление храма потребует не менее десяти миллионов рублей, если это будет разовая наличная помощь, — говорит отец Вячеслав. — Если же восстанавливать постепенно, частями, то может обойтись и во все двадцать.

Без помощи государства обойтись будет очень сложно. Настоятель оекского храма отец Вадим после трагедии побывал в Иркутской епархии. Потерянное нужно восстанавливать совместными усилиями. В первые же выходные после трагедии в храм уже приезжали незнакомые люди и жертвовали средства на восстановление. Иркутская епархия в свою очередь обратилась во все храмы с просьбой о помощи, в некоторых из них уже прошли так называемые тарелочные сборы в фонд восстановления оекского храма (после литургии священник рассказывает прихожанам о случившемся, и все, кто подходит после литургии на целование креста, кладет на тарелку деньги в фонд пожертвования).

Предположительно, пожар в Оеке начался из-за печи — в сильные морозы она топилась постоянно. Труба дымохода раскалилась, от нее занялись доски. Огонь вспыхнул в Екатерининском приделе храма, а оттуда распространился по деревянным конструкциям. Когда о возгорании сообщили пожарным, огонь был уже везде. Поскольку в самом Оеке пожарную часть расформировали, то пожарные расчеты прибыли из соседнего села Хомутово. Расследование причин возникновения пожара в храме взяла под свой контроль прокуратура области.

Жизнь продолжается

Пока службы в Оеке будут проходить в здании музея, куда перенесли все немногочисленное спасенное церковное имущество. Вопрос о восстановлении сгоревшего храма будет решаться. Тем временем в Верхоленском церковном округе продолжается строительство церквей и храмов. Наряду с самыми старыми, такими, как в селе Куда (храму 173 года), ведутся службы в новорожденных храмах. В Тихоновку, в церковь Святого Уара ("Окружная правда" писала об этом недавно), люди едут со всей России. В некоторых приходах, как, к примеру, в Рязановщине, в числе прихожан почти одни ребятишки. Летом начнутся службы в Олонках, Каменке (для новой церкви сейчас пишутся иконы известными иконописцами Воробьевыми из поселка Порт Байкал). Ведутся работы в деревне Куяда Эхирит-Булагатского района. Там восстанавливается один из старейших храмов региона.

Закончено строительство церквей в Жигалово, на Хужире. Планируется начать возведение комплекса Иннокентия Вениаминова и храма в селе Анга Качугского района. Святитель Иннокентий, митрополит Московский (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии, в семье пономаря. В 1806-м поступил в Иркутскую семинарию. В 1817 году был рукоположен в диакона, а в 1821-м — в священника. С 1823 г. началось миссионерское служение будущего апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая свой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни.

29 ноября 1840 г. митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре московских первоиерархов. 6 октября 1977 г. Русской православной церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых.

На сегодня в Анге есть только небольшой музей Иннокентия Вениаминова. Епархия планирует исправить эту ситуацию.

— Весной начнется возведение церкви в поселке Усть-Ордынском, — говорит отец Вячеслав. — Девять долгих лет мы шли к этому. Сейчас уже готова документация, выкопан котлован, завезено железо. Как только спадут морозы, начнется стройка.

Несмотря на то что жители Усть-Ордынского Бурятского автономного округа издревле являются шаманистами, православие появилось на их землях давно — еще в XVIII веке. Распространение христианской религии на бурятских землях связывают с именем Иннокентия Кульчицкого, первого епископа Иркутской епархии. Именно в те времена Сенат начал создавать на землях Прибайкалья разветвленную сеть православных храмов. Многие буряты добровольно принимали православие.

— Отчасти в том была корысть, — рассказывал отец Вячеслав. - Прошедшие через крещение освобождались от ясачного обложения (попросту налогов) и других повинностей, допускались до государственной службы, получали различные подарки. Кроме того, в те времена крещение давало возможность учить детей и тем самым хорошо устраивать их жизнь. Одними из первых новокрещеных стали бурятские семьи Пирожковых, Баторовых, Протасовых. С тех пор появилось много бурят с русскими фамилиями — Ивановы, Алексеевы, Борисовы... Сотни бурят, получив начальное образование в приходских школах, продолжали учебу в духовных училищах Иркутска, Балаганска, Верхнеудинска, Читы. Выпускники училища становились не только священниками, но и православными миссионерами.

...Самым почитаемым святым, по словам отца Вячеслава, у бурят считается Николай-угодник. По преданию, баргузинские купцы, ехавшие в стужу через Байкал, сбились с пути и заблудились. Спаслись они благодаря огоньку, зажженному перед образом Николая-угодника. До сих под этот святой считается у бурят заступником в пути.