Осинский лес остается без охраны

Сельские пенсионеры подрабатывают, помогая браконьерам

Лесное хозяйство Осинского района в бедственном положении. С территории местных лесничеств днем и ночью незаконно вывозят лес. Обстановка усугубляется тем, что лес охранять практически некому — в районе не хватает лесников, а тем временем деревья воруют сами местные жители. Даже пенсионеры, не имея возможности вырубать и продавать, помогают браконьерам, получая за это существенную добавку к пенсии.

Лесники боятся нажить врагов

Длинные колонны груженных лесом машин на Александровском тракте — привычная глазу картина. Груженые лесовозы идут за границу Усть-Ордынского Бурятского автономного округа днем и ночью. При этом большей частью лес везут нелегально. Бороться с лесными браконьерами сложно, опасно и, как признаются работники лесной охраны, бесполезно.

— Силы наши уже иссякли, — говорит Виктор Парамонов, главный лесничий Осинского лесхоза. — Мы потеряли надежду, что с хищениями леса как-то можно бороться.

Осинский район находится в наиболее бедственном положении — леса здесь много, поэтому каждый стремится сколотить на этом состояние в самый короткий срок. Методом "срубил-продал" на жизнь зарабатывают значительная часть населения района и приезжие горожане. За прошедший год в Осинском районе было зарегистрировано 69 случаев браконьерства в лесу. Объем украденного леса составил более 2 тысяч 670 кубометров. Нанесен ущерб в размере почти 8 миллионов рублей. Это лишь официальные данные. Сколько же на самом деле украдено и вывезено леса, не знает никто. В районе не хватает специалистов, которые должны бороться с браконьерством.

— Если в лучшие времена каждые сутки в лесу работало до шести патрульных экипажей от лесхоза, то сейчас у нас нет возможности в полную силу охранять лес, — говорит лесничий Виктор Парамонов. — Техника устарела, специалистов лесной охраны не хватает. Сегодня лесничества не укомплектованы кадрами, не хватает инженеров и технических работников. Например, в Обусинском лесничестве работают всего два мастера. Обе — молодые девчата. Как они справляются с такой сложной мужской работой, как охрана леса, непонятно. Часто на должность лесника берут случайных людей, поэтому состав лесничих меняется постоянно. В Приморском лесничестве состав лесничих обновился за год наполовину. На этой должности никто не задерживается надолго — лесники боятся нажить себе врагов среди местного населения. Слишком многие жители сел и деревень воруют лес. Знают об этом все, но очень редко браконьера удается поймать за руку.

Дедушка-связист подрабатывал в дозоре

Черный бизнес налажен отлично — каких только уловок не изобретают люди, чтобы срубить и увезти лес быстро и незаметно. О некоторых из них поведал Виктор Парамонов.

— Как-то раз мы с лесничим из Приморского лесхоза Вячеславом Анашкиным отправились осматривать лес, — говорит Виктор Михайлович. — На патрульной машине приехали в деревню Кутанку. Нужно было проверить их участок леса. Смотрим: по улице идет дедушка, санки за собой катит. Подъезжаем к нему, спрашиваем, не видел ли лесовозов в деревне. Он отвечает: "Не видал". Потом еще поговорили о том о сем и собрались было ехать дальше. Но вдруг санки дедушкины "заговорили". "Эй, старый, ты чего так долго не отвечаешь?" — доносится из рюкзака на санках. Заглянули деду в рюкзак, а там — рация! Оказывается, дед, что называется, на шухере стоял, а в лесу в это время пилили лес. Как только в деревню приезжала патрульная машина, пенсионер сообщал об этом по радиопередатчику лесорубам. Браконьеры успевали покинуть место преступления, даже не оставив за собой следов. И в тот раз заезжаем мы за деревню, а там только и осталось — два бревна.

Рациями уже давно обзавелись все подобного рода предприниматели. Своих постовых рубщики-нелегалы выставляют на дорогах, в деревнях. А чтобы никто ничего не заподозрил, маскируют свои рации так, что даже предположить страшно. Этот пенсионер с саночками наверняка получал неплохую прибавку к пенсии за свое дежурство на дороге. Как выяснилось, дедушка прикрывал сразу двоих браконьеров.

Как санитары леса "карандаши" точили

Еще одна уловка лесных дел мастеров заключается в том, что они скрываются под маской помощников лесничих. Фирмы, которые по договору с лесничествами чистят лес после рубки от остатков древесины, заодно вывозят и живой лес. Эта история произошла в Осинском районе 1 апреля прошедшего года.

— Один предприниматель, не будем называть его имени, — начал рассказ Виктор Парамонов, — подрядился очистить лесосеку от оставленной древесины. В тот день я просто ехал мимо леса по дороге. Навстречу мне попалась груженная лесом машина. Вот я и решил поинтересоваться, что за бригада валит лес в Обусинском лесничестве. Оказалось, что рабочие, которые должны были просто вывезти оставшиеся ветки, на самом деле валили лес за пределами лесосеки. Деревья высотой до 18 метров заготавливались необычным способом — стволы обрубали с одной стороны, как будто заточенные карандаши, и спускали их по крутому склону на ту часть лесосеки, которую нужно было очистить от остатков древесины. Трактор толкал стволы вниз, и деревья, подточенные с одной стороны, катились беспрепятственно с горы, не задевая пни и деревья, не буравили землю. На машины лес грузили уже внизу. На вершине горы я нашел 25 поваленных деревьев. Браконьеры успели украсть таким образом около 70 кубометров леса.

Такая манера заготавливать лес — не редкость. На жаргоне браконьеров такой лес называется "карандаши".

Профессия лесничего — самая опасная в селе

Лес рубят и приезжие, и местные жители. Работают целыми деревнями. Вся Онгойская долина, Каха, Обуса, Горхон... О мелких хитростях сельчан лесники знают. Мужики стараются провезти в деревню по два-три бревна, прячут по разным дворам, чтобы потом незаметно погрузить на машину и вывезти из района по поддельным документам.

— Ни для кого уже не секрет, что полный комплект документов на нелегальный лес на черном рынке стоит всего около тысячи рублей, — утверждает лесничий. — Реальная возможность легкой наживы толкает людей даже на крайние меры. Бывали такие случаи, когда при задержании преступники пользовались оружием. До сих пор тянется следствие по одному такому делу. В январе прошлого года тот же лесничий Анашкин из Приморского лесхоза объезжал подведомственную ему территорию и в лесу между деревнями Ирхидей и Бильчир обнаружил поваленные деревья. Нарушителей на месте не оказалось, поэтому лесничий отправился за грузовой машиной, чтобы вывезти лес. Однако когда Анашкин вернулся на это место, то не нашел ничего, кроме следов. Боясь упустить браконьеров, лесничий не стал звать милицию, а решил самостоятельно задержать преступников. Поехал по оставленным следам, догнал груженую машину. Подошел к водителю, предъявил документы, достал карабин и попросил этих людей проехать за ним в лесхоз. Но не тут-то было — из кабины вылезли мужики, избили лесничего, посадили его в машину и отвезли на окраину Бильчира, где и выбросили на дорогу. Преступников все же удалось установить — одного из них Вячеслав Анашкин знал в лицо.

Доставалось и нашим женщинам-лесничим из Обусы. Произошло это более трех лет назад, летом. Два экипажа Обусинского лесничества, где и сейчас работают две молодые специалистки, контролировали лесной участок недалеко от Обусы. Браконьеры, которых застала на месте преступления женщина-лесничий, разбили ее машину, а самой женщине поломали ребра. Тех, кто это совершил, до сих пор не нашли.

Зимой, как утверждают специалисты, браконьеры-лесорубы активизируют свою незаконную деятельность. Именно сейчас в полную силу работает китайский рынок — скупают любую древесину. В цене пиловочник.

— Даже с елками перед Новым годом нет таких проблем, — говорит главный лесничий Осинского района Виктор Парамонов. — Елку проще и дешевле купить на рынке, чем ехать в лес и рубить незаконно. А вот лес вывозят круглый год. Восстановить в полном объеме вырубленные деревья невозможно, поэтому охранять нам скоро будет нечего.