Кукунутская Венеция

Чтобы решить проблему водоснабжения, в селе вспомнили опыт предков

Воду в Кукунутах возят ранним утром, пока птицы и животные не замутили ее чистоты. Скрипят телеги, бряцают фляги. Вот она речка - рукой подать, но если у тебя во дворе 20 голов, с двумя ведрами не побежишь. После дождей, когда с гор бегут мутные потоки, воду лучше не брать, весной тоже. Не велика речка - переплюнуть можно, но в течение нескольких веков для Кукунут она была единственным источником водоснабжения. Остается и сейчас.

Недостроенная водокачка

У речки Кукунутки есть и другие, исконно бурятские названия, но чаще всего ее называют просто речкой. Начало берет она в местных горах, наливаясь из таежных ручьев и родников. Когда-то в пределах улуса в ней можно было даже купаться, ее же водами орошались все окрестные луга, но лет 10-15 назад Кукунутка стала стремительно мелеть, и если бы не дождливое лето прошлого года и повсеместный подъем грунтовых вод, от речки, наверное, ничего бы не осталось.

Именно в эти засушливые годы местная власть, обретшая к тому времени самостоятельность муниципального образования, задумалась о дополнительных источниках воды. В годы Советской власти в Кукунутах была скважина на скотном дворе, и, как сказывают старики, вода в ней отличалась вкусом и пригодностью. Скотный двор в перестройку развалился, скважину забросили. Необходимо было бурить новую. Денег на это не пожалели - 250 тысяч рублей. Пробурили 80 метров, установили насос, прокачали. Анализ показал: в воде много железа, но для питья пригодна. Проблема водоснабжения села была почти решена, но тут муниципальные образования были признаны незаконными и прекратилось их финансирование. На новой водокачке оставалось лишь установить накопительный бак и протянуть 50 метров электролинии, когда работы были свернуты и скважина законсервирована. Вот тогда-то в Кукунутах и вспомнили старину, когда без колодцев и скважин село, как Венеция, по колено стояло в воде.

Опыт знатного луговода

В народе говорят: над Кукунутами и Гаханами (разделяет которые всего-то 20 верст) висит зонтик, и когда у соседей льет дождь, здесь стоит сушь. Потому-то жители этих мест исстари думали о том, как обеспечить свои земли необходимой влагой. Пожелтевшие записи местных летописцев повествуют о том, как в старину жители сел рыли каналы, вода которых поднималась на самые высокие горы. Эта система орошения просуществовала до девяностых годов прошлого века, и о ее эффективности говорит тот факт, что в Кукунутах, входивших сначала в состав колхоза имени Молотова, а потом совхоза "Харазаргайский", получали самые высокие в округе урожаи утужного сена.

Одним из самых известных луговодов Кукунут был Бодонцо Боксоевич Боксоев. В начале сороковых, перед самой войной, в составе окружной делегации он побывал на сельскохозяйственной выставке в Москве, и когда его попросили поделиться опытом, сказал коротко: "Все дело в каналах". Дочь Бодонцо, Ульяна Никитична, вспоминает, что отец был мастером на все руки - и заядлый охотник, и потомственный кузнец, - но больше всего времени уделял именно каналам. Рыл их, чистил, усовершенствовал, благодаря чему сено росло в пояс и обеспечивались им не только все близлежащие села, но даже Иркутский ипподром.

Родники

Чистить каналы в Кукунутах последний раз пытались лет десять назад, но из затеи ничего путного не вышло. Делалось это, во-первых, неорганизованно, усилиями отдельных энтузиастов. Во-вторых, выяснилось, что речка Кукунутка уже не в состоянии обеспечить каналы водой. Дело в том, что таежные родники, питающие речку, давно заброшены, а часть из них вообще заглохла. Лес водоохранной зоны близ родников в перестроечные годы был вырублен браконьерами, местность обезображена, родники подавлены. Чтобы сохранить оставшиеся источники, глава Харазаргайской администрации Виктор Болтохонов следующим летом решил организовать субботник и назначить человека, который бы постоянно следил за состоянием всех таежных ручьев.

- Рано или поздно люди вспомнят и о каналах, - уверен Виктор Николаевич. - Не можем же мы все время работать поодиночке. Когда-нибудь люди объединятся в кооперативы, и тогда луга снова будут орошаться.