Неизвестный зверь загрыз отару овец

Харазаргайские охотники ждут нашествия волков

О том, что случилась беда, в Кукунуте догадались, когда с пастьбы вернулась одна-единственная овца. Овцы животные стадные и поодиночке не ходят, если их не спугнуть. Было очевидно, что на отару кто-то напал: животное было потрепано, жалобно блеяло, а шерсть висела клочьями. Всего из тайги не вернулось около 30 овец. В селе не на шутку заволновались...

Поиски

На следующий день утром четыре кукунутских жителя — лесник Алексей Боксоев и его соседи Михаил Балханов, Савелий Удыков и Абзай Аймханов — оседлали коней и выехали в лес на поиски отары. Ехали по следам в сторону тайги. Стояла тишина, лишь ветер шумел в верхушках сосен. Ни блеяния, ни лая собак. Первым наткнулся на труп овцы Савелий Удыков.

Он рассказывает:

— Проехали веером где-то километра три вглубь тайги, когда я увидел овцу: лежала у края дороги с порванным горлом. У меня потерялись четыре овцы, но это была не моя. Позвал мужиков, и неподалеку нашли еще девять трупов. Одна из моих овец оказалась живой, но с оторванной ляжкой, и я поехал домой за телегой...

В этот день было найдено еще несколько раненых овец. Их пригнали домой полуживыми и вынуждены были забить. Поиски в последующие дни результатов не принесли.

Ничего подобного раньше в селе не происходило. В прошлом году потерялись 20 овец, но большая часть в конце концов вернулись домой живыми и невредимыми.

Жена лесника Алексея Боксоева, Ульяна Никитична, рассказывает:

— У нас загрызли трех овец, а две были ранены, пришлось забить. Жалко, очень жалко... Всю зиму за ними ухаживаешь, кормишь — и вдруг... В нашей тайге водятся и медведи, и росомахи, и волки, но я думаю, что овец загрызли собаки. Их сейчас в каждой семье по нескольку штук — воруют ведь...

Такого же мнения придерживается и Савелий Удыков:

— Если бы это были волки, то вряд ли мы нашли бы живыми овец. Они рвут насмерть, а тут половина стада была просто потрепана и покусана.

Но есть и другие версии.

Три охотника

Пересуды о кукунутском происшествии достигли соседнего Харазаргая. Минувшей зимой здесь произошел небывалый случай: наевшийся баранины старый волк не смог убежать за стаей (судя по следам, она состояла из семи голов) и залез отдохнуть под сарай. Утром хозяйка овец Людмила заметила, что ее питомцы ведут себя как-то странно — чем-то напуганы, ревут и косятся по сторонам.

Обнаружив под сараем волка, женщина решила, что это собака, и позвала на помощь местных охотников — Сократа Добосова и Антона Хандархаева, своего дядю. Оба сызмальства занимались охотой, но в основном облавной, на коз, и с ходу не смогли идентифицировать волка. К тому же под сараем было темно, а зрение у старейших охотников уже не такое, как в молодости. Сократ схватил дрын и, цыкая, попытался выгнать "собаку" из-под сарая. Из затеи ничего не вышло, и тогда Антон Трофимович разрядил в темноту свой дробовик. Вытащили трофей на свет божий, и подошедший к тому времени Сократ Сократович Харахинов, бывший охотовед и школьный биолог, воскликнул: "Это же волк!" Зверь был очень старым — охотники недосчитались в его оскале одного клыка.

О том, что в окрестностях Кукунут и Харазаргая водятся волки, давно было известно, но убить их мало кому доводилось. В прошлом году одного застрелил житель Кукунут Алексей Бузин, а еще раньше — харазаргаец Владимир Секретарев, друг и ученик Антона Трофимовича.

— Мы тогда охотились на коз, — рассказывает Владимир, — ургэлгэн, облавой. Косули ушли в чащу, в ельник, собака туда не идет. Скулит, и все тут. Я говорю: "Ты че, Тузик, косули боишься?" И вижу вдруг — из темноты чьи-то глаза горят. Выстрелил прямо по ним. Оказалось, волка убил, самку (тяжелая, кое-как на лошадь погрузил), а самец влево ушел, пока я ружье заряжал...

Кукунутский случай харазаргайские охотники расценивают не иначе как волчью вылазку. Сейчас волки сыты, и потому часть овец они лишь потрепали. Поиграли с ними. Не исключено, что матерые таким образом натаскивали молодняк. Отсюда и "непрофессиональные" укусы.

По мнению волчатников, серые хищники в последнее время на территории округа сильно расплодились. И причина тому — незаинтересованность охотников в их добыче.

— За убитого волка полагается вознаграждение, — рассказывают охотники, — но мы ничего не получили. Сдали их в районное (Эхирит-Булагатское) охотобщество, на этом все и кончилось.

В деревне Зады на телят напали собаки

В Эхирит-Булагатском районе произошел довольно редкий случай — за убитых телят возмещен ущерб. Трех полугодовалых телят хозяин нашел уже мертвыми. Разорванные на части животные лежали в поле недалеко от дороги. Преступников выдали улики — две огромные собаки с испачканными кровью мордами бегали неподалеку. Хозяин одной из собак раскошелился за проказы своего питомца.

Свободный выпас телят — одна из причин того, что хозяева могут и не дождаться домой свою скотинку. Случается подобное довольно часто — скот теряется, а ответить за это некому. Обращения в милицию, как правило, ни к чему не приводят. Разве что со временем найдутся где-нибудь в овраге ножки да рожки, да только хозяину легче от этого не станет. Скотокрадов поймать трудно, а собак или волков вообще к ответственности не привлечешь.

Вот и у семьи Худайшеевых из деревни Зады Эхирит-Булагатского района телята пропали не в первый раз.

— Два года подряд мы теряли телят, — рассказывает Екатерина Худайшеева. — Нападают то ли собаки, то ли волки — неизвестно. Вот и нынче месяц назад бычок потерялся. Если останков не найдешь — значит, украли. В конце сентября произошло еще одно несчастье. Как обычно, телята паслись отдельно от коров в поле. Утром мимо проезжал знакомый и увидел за деревней разорванных телят. Муж сразу же побежал на место, где должны были пастись телята. Они лежали без признаков жизни в метре друг от друга. Там же бегали собаки с окровавленными мордами.

По горячим следам удалось выяснить, кто владелец одной из собак. Им оказался житель соседней деревни Булусы. Он сразу же согласился возместить ущерб хозяину телят. Двух полугодовалых телят булусинец вернул Худайшеевым. Третьего теленка пришлось списать на совесть другой неопознанной собаки.

Судьба булусинской собаки Баскервилей неизвестна. Возможно, пес до сих пор гуляет на свободе.

О произошедшем случае знают и в районном управлении милиции. За злодеянием последовала расплата — это случается довольно редко. По словам начальника Эхирит-Булагатского ОВД майора милиции Анатолия Михеева, ничего уголовно наказуемого в действиях хозяина собаки нет, однако то, что он добровольно возместил ущерб хозяину телят, радует: побольше бы таких сознательных граждан.