Бозой остался без тепла

Пенсионеры и мамы с младенцами будут зимовать в холодных квартирах

В поселке Бозое Эхирит-Булагатского района без тепла осталась целая улица полублагоустроенных домов. Маленькие печки в состоянии давать тепло только на кухне. В больших квартирах мерзнут старики и дети. Скоро отключат и холодную воду. Таковы результаты ремонта линии отопления. Зато в женской исправительной колонии подача воды этой зимой будет бесперебойной.

Улица Гагарина в Бозое представляет собой одну большую траншею, которая тянется от самой школы вдоль поселка до исправительной колонии 11. Здесь идет замена труб холодной воды, которые ведут в ИК. Зато шесть полублагоустроенных домов, в каждом из которых по 4 квартиры, по сей день стоят без тепла, хотя первый снег здесь пошел как по расписанию — на Покров. Среди замерзающих жителей есть как пенсионеры — инвалиды по старости, так и новорожденные.

Пенсионеру Алексею Андреевичу Ломакину, инвалиду второй группы, идет восьмой десяток. Благоустроенную квартиру, в которой он проживает сейчас со своей женой, ему дали в награду за долгий и верный труд — всю жизнь мужчина работал водителем, трактористом, комбайнером в бывшем хозяйстве при колонии. Вот уже 30 лет семья Ломакиных живет в этом доме. Жена Ольга Ивановна тоже на пенсии, инвалид третьей группы. Стариков не спасает от холода даже теплая одежда. Дома они ходят в зимней обуви. Маленькая печка не дает тепла, а электрического обогревателя у пенсионеров нет.

— Мы платим за коммунальные услуги тысячу рублей в месяц круглый год, но ни тепла, ни воды не получаем даже в холода, — Алексей Андреевич был явно рад случаю излить кому-нибудь свое негодование.

Из происходящего в поселке пенсионеры знают только то, что руководство ИК ведет в зону холодную воду. Почему из-за этого должны страдать местные жители, люди не понимают. Насколько долго продлится ремонт теплотрассы, начавшийся еще в конце августа, обитатели горе-домов не в курсе.

Соседка стариков Ломакиных Татьяна Новикова — молодая мама. Ее малышу всего две недели от роду. Пока что нормальную комнатную температуру в детской поддерживают с помощью электрообогревателя.

— Как зимовать будем — не знаем, — говорит Татьяна. — Сведения у нас противоречивые. Одни соседи говорят, что управление колонии ограничится отключением отопления. Другие утверждают, что воды тоже не будет. Мы же все еще надеемся на лучшее.

Многие жители полублагоустроенных домов по улице Гагарина жалуются на беспорядки в администрацию соседних Гахан, так как своей власти в Бозое нет, и ждут счастливого исхода дела. Не знают люди, что о предстоящей зимовке все же придется позаботиться им самим.

Все для колонии

Непонятную ситуацию прояснил начальник объединения исправительных колоний Владимир Николаевич Ремнев. По его словам, линия отопления, которая обогревала жилые дома по улице Гагарина и здания ИК-11, вышла из строя еще в прошлом году. Трубы, которые проложили вдоль всего Бозоя еще в советские времена, попросту сгнили. Прошлой зимой осужденные женщины десятки раз по нескольку дней подряд в сильные морозы долбили мерзлую землю, чтобы отыскать места утечки воды в трубах. За одни сутки в землю уходило 28 тонн воды!

Старая теплотрасса проходит неглубоко под землей. Чтобы труба с холодной водой не перемерзала, ее сопровождали еще две трубы с горячей водой. От водораспределителя трубы шли на зону, по пути отапливая и снабжая холодной водой полублагоустроенные дома на улице Гагарина. Теперь же, когда потребовался капитальный ремонт этой теплотрассы, управление колонии не получило средств на монтаж.

— Тянуть с ремонтом дальше было просто некуда, — объясняет Владимир Ремнев. — Начинать зиму с аварийной системой отопления нельзя, а денег на замену труб из бюджета нам не выделили. Остался лишь один выход — проводить ремонт на свои деньги, а их недостаточно. За один час работы экскаватора нужно было заплатить более 500 рублей, а одна только труба стоила бюджету колонии около ста тысяч рублей. В общем, своих средств у колонии хватило на прокладку одной трубы — с холодной водой. А чтобы она не перемерзла зимой, проложили ее на глубине три с половиной метра. Эта труба будет вести воду только на территорию ИК — все, что было в наших силах, мы сделали.

Начальство Бозойской колонии считает проблему с отоплением и водоснабжением решенной, а жители бывших благоустроек готовы пойти по судам, доказывая обратное.

— Непонимание жильцов улицы Гагарина объясняется менталитетом бозойцев, — утверждает начальник ИК. — Во всех бедах всегда обвиняют зону, а если местное население что-то требует — тоже от зоны. Например, народ никак не может понять, что сам по себе ремонт теплотрассы не осуществится. На это нужны большие деньги. Когда прошлым летом я предлагал жителям полублагоустроенных домов собрать с них определенную сумму и провести капремонт, ни один человек не поддержал эту идею. Я же лично отвечаю за колонию, где содержатся около 800 женщин! Вода в заведении нужна постоянно — стирка, уборка, готовка.

Тем не менее как бы трагично ситуация не выглядела со стороны, выход у пострадавших жильцов есть. Каждому предлагается организовать автономное отопление — поставить котел, подвести к нему трубы отопления и топить зимой печь. Если кому-то этого будет недостаточно, — считает руководство колонии, — можно пользоваться обогревателями.

Таким образом, обитателям домов по улице Гагарина тепла в квартирах ждать не стоит. Как обещал Владимир Ремнев, траншея будет закрыта уже в конце этой недели. Холодная вода будет питать только здания ИК-11.

— Жильцы улицы Гагарина тоже не останутся без воды, — уверяет начальник ОИК. — Посередине улицы будет построена водоразборная колонка, куда люди будут ходить за водой. Это сооружение будет представлять собой отапливаемую избушку, где станут работать осужденные — закрывать кран и следить за порядком. За коммунальные услуги население впредь платить не будет. Об этом уже составлен приказ.

Предложенный выход из положения вряд ли устраивает бозойцев — жалобы и заявления о наведении в поселке прежних порядков поступают каждый день. Люди и начальство не понимают проблем друг друга, а тем временем приближается зима, и заботы о том, как ее пережить, теперь ложатся на плечи не только управления ИК, но и обычного населения.