Семья ювелира

В семье Хадаханского ювелира все дети творчески одарены

Когда Александру Готолову предложили переехать в Иркутск, он крепко задумался. В родном Хадахане его работа в последнее время стала мало востребована — у стариков нет лишних денег, а молодежь предпочитает стилизованным под старину изделиям современные поделки с гороскопической символикой. Последний заказ — сережки с круглым чароитом — продал месяц назад, и на вырученные деньги, около трех тысяч, трудно прожить. Подрядился даже бани строить и печи класть. От такой работы руки совсем очерствели, не чувствуют серебряную нить...

— Не разменивай талант, — убеждали его друзья. — Переедешь в Иркутск — от заказчиков отбоя не будет...

Александр уже и в уме прикинул: если продать Хадаханскую квартиру, да помогут друзья, на домик в Иркутске хватит. Соблазнительно. Но подумал о детях — и решительно отказался:

— Нет, детям в Хадахане лучше — там родина, там корни...

Потомки дарханов

Первое увлечение Готолова — резьба по дереву. Сколько помнит себя, всегда резал. Лет, наверное, с пяти-шести. Игрушек в его детстве было мало, вот и делал сам себе разных барашков и птичек. Сидит возле печки и режет. Одна беда — мусора много, мама ругается. Но отец, в прошлом тоже знатный резчик по дереву, лишь улыбается: наследник вырос. Когда-то отец по дереву тоже неплохо резал, но на войне ему пальцы перебило.

Склонность к художественному промыслу — это, наверное, наследственное в роду Готоловых. Брат прадедушки был кузнецом по серебру и золоту, дядя Сухэбатор — резчик по дереву, член союза художников Бурятии. Да и по маминой линии есть за что зацепиться
— тетя Степанида член союза художников Якутии, большой знаток макраме.

Неудивительно, что и дети Александра один за другим пристрастились к искусству. Не без помощи отца, конечно. Внимание старших — это важно. В свое время его тоже приметили. Неизвестно, что бы из него получилось, если бы не директор совхоза Аппалон Иванов. Вызвал он как-то Готолова, тогда чабана, и говорит:

— Шерсть, Саша, стала совсем дешевой — будем отару сокращать. О будущем надо думать — талант у тебя есть, надо учиться. Стипендию назначим...

Так Готолов стал студентом Иволгинского училища искусств. С тех пор утекло много воды, но Иволгинское помнится. Не зря Александр решил отдать на воспитание в Иволгинское своего младшего своего сына Романа. После девятого класса пойдет в лицей (сейчас ему только 12). Желание у парня есть, способности — тоже. У Романа пальцы чувствительные, как у музыканта. Для мастера по серебру и золоту — это главное. На изделии нужно наклады пальцами чувствовать, если не душой. Да и проволоку крутить без живой руки — дело пустое.

Старший сын Готолова, Степан, хорошо рисует. Вернется из армии — и в художественное училище. Средний, Аркадий, тоже не чурается кисти. Недавно отдыхал в лагере "Океан", с натуры закат написал. Отец посмотрел: "Молодец", сделал рамку из дерева и повесил на стенку. Аркадий, правда, по отцовским стопам не пошел — решил поступать в Улан-Удэнское училище культуры на хореографа. Художеству это не помеха. Пример — дочь Наташа: учится на бухгалтера, но тоже рисует.

Холопше для дочери

Младшая дочь Аннушка — первый помощник отца — проявляет невероятную усидчивость: для будущего ювелира — дело не последнее. Вот ведь и сам Готолов часами сидит, водит карандашом по бумаге, что-то фантазирует. Переплетаются изоморфные и растительные мотивы, превращаясь в необъяснимые фантасмагории, и вдруг озарение — вот так, и не иначе! Аннушка смотрит и восхищается: "Я тоже хочу". Пробует даже по дереву резать, но руки пока слабоваты. Аннушка — непременный участник всех его творческих поисков. Недавно Готолов был в Улан-Удэ на выставке моды монголоязычных народов "Шелковый путь" (национальные пояса и ремни экспонировал), а заодно зашел к нумизмату и купил 20-копеечную царскую монету из серебра. Нужна она была для холопше — традиционного украшения невесты, которое вскоре и смастерил. Аннушка примерила — снимать не захотела.

— Будет и тебе в свое время холопше, — пообещал отец, — ну а пока серьги справим. Точь-в-точь такие же, что недавно продал.

Удачные получились серьги. Может, потому что работал над ними вместе с дочерью. И для дочери.