Ветер вырвал с корнем заколдованные деревья

Жители деревни Аларь боятся приближаться к поваленным кедрам

Последствия урагана, обрушившегося ровно четыре недели назад на деревню Аларь Аларского района, местные жители устранили общими усилиями — закрыли шифером крыши школы и детского сада, застеклили выбитые градом окна. 25 семей, в чьих дворах в тот вечер хозяйничал ветер, самостоятельно отремонтировали поврежденные навесы сеновалов. Остались нетронутыми лишь поваленные ураганным ветром огромные кедры в центре деревни. Восемь вырванных с корнем кедров аларцы связывают с темными силами и боятся подходить к ним близко.

Ураган прошел полосой — ветер пронесся по центру деревни, срывая крыши с сеновалов и домов жителей. Однако чрезвычайную ситуацию по муниципальному образованию специалисты объявлять не стали. Аларцам пришлось восстанавливать приусадебные постройки своими силами.

Сегодня, спустя четыре недели после урагана, можно с уверенностью сказать, что его последствия практически устранены. Даже в наиболее пострадавшей в районе деревне Аларь ущерб восстановлен. Детский сад уже работает, школа готова к новому учебному году. За полегшие в поле хлеба Аларское сельхозпредприятие "Маяк" получит страховку. Однако еще долгие годы об этом урагане будут напоминать поваленные ветром огромные вековые кедры в парке у детского сада.

Бермудский треугольник по-аларски

Ровно год и 13 дней прошло с последнего урагана, пронесшегося над Аларским районом. Этим летом стихия, как и в прошлом году, вновь обрушилась на Аларь в пятницу. Одно только это совпадение показалось для жителей деревни пугающим и усилило таинственность, которая на протяжении уже двух веков окутывает парк хвойных деревьев в центре Алари. По поверью, любого человека, который попытается уничтожить дерево из этого парка, ждет неминуемая смерть. В доказательство каждый житель деревни может рассказать пару страшных историй, которые действительно когда-то произошли в деревне, где жили тибетские ламы.

Деревья здесь растут исключительно хвойные — сосны, ели, кедры. Насажены они почему-то квадратами, хотя за последние десятки лет некогда аккуратные насаждения превратились в настоящую тайгу — сквозь этот лес не видно просветов, и посторонний человек ни за что не догадается, что за этим парком продолжается деревня.

— Эти деревья привезли ламы с Тибета еще в середине XIX века, — рассказывает воспитатель детского сада Лидия Пешкова. — Видите, там среди деревьев стоит заколоченный дом? Там раньше находился детский сад, потом там располагалась кухня. А еще раньше, когда детсада и в помине не было, на этом месте стоял дацан. Было это давно, в конце позапрошлого века. В годы Великой Отечественной войны, как вспоминают наши старики, дацана уже не было. Когда на том месте построили детский сад, в его подполье вдруг начал бить ключ. Небольшой ручеек стекал прямо по фундаменту. Вода из него тоже считается святой.

Рядом с тем местом, где когда-то был дацан, а теперь стоит старое здание детского сада с заколоченными окнами, находятся развалины старинного дома, в котором в конце XIX века жил лама. Прожил он там недолго, так что дом еще мог сгодиться для других людей.

— Сельсовет, которому в наше время принадлежал этот заброшенный дом, разрешил двум братьям из нашей деревни купить его, — продолжает рассказ Лидия Савельевна. — А вот люди отговаривали братьев — уж лучше пусть эти бревна сгниют от времени. Не стоит в нем жить, ведь дом, где творились молитвы, не может служить для обычных мирских целей. Но мужчины никого слушать не стали. Наверное, не особо верили во всякие легенды. Дом этот они купили и начали разбирать по бревнышку, чтобы перевезти его в другое место. Однако сделать задуманное им не удалось — вскоре оба они заболели, а один умер от сердечного приступа. Полуразрушенный дом остался на своем прежнем месте.
Существует еще множество историй, повествующих о том, что неверующие люди, нарушив покой священного места, погибали.

— Года три тому назад произошел этот случай, — вспоминает другой воспитатель, Наталья Багаутдинова.
— Как-то летом сильный ветер отломил большую ветку от дерева, которая упала на территорию детского сада. Ее нужно было распилить, чтобы унести в другое место. У нас тогда работал парень по имени Сергей. Он верил в тайну старого парка, поэтому не взялся за эту работу. Ему даже пришлось уволиться. Место Сергея занял другой работник, который распилил ветку дерева. Через полгода он умер.

Мертвые деревья несут смерть

Жители Алари уверены — это таинственное место в деревне, которое несет смерть любому посмевшему вторгнуться в мир тибетских деревьев, годится лишь для нового дацана. Да и ламы иногда приезжают сюда, молитвы читают, проводят специальные обряды.

— Первый раз, я помню, лама к нам приезжал лет 10 назад, — говорит повар Ольга Нагорная. — Прихожу утром на работу, смотрю — что-то красное между деревьев мелькает. А тогда еще темно было. Испугалась, конечно. Потом смотрю — мужчина в красном балахоне ходит по парку и ухо к каждому дереву прикладывает — слушает что-то. После этого ко мне подходит и говорит, что место здесь святое, а многие деревья умерли давно. Попросил немного молока
— задобрить богов.

В последний раз парк, принадлежавший священнослужителям, в прошлом году посетил лама из Индии.

— Нашел здесь самое святое место, обозначил его. Потом долго читал молитвы, — рассказывают очевидцы.

Ходят слухи, что все эти события предшествуют строительству в Алари дацана. А пока что к заколдованному месту никто из людей приближаться не желает.

Выхожу за ворота детсада, чтобы сделать фотографии. Корни ближайшего огромного кедра выше человеческого роста. Метрах в двадцати — заброшенный дом ламы. После жутких рассказов углубляться в парк нет охоты. Восемь могучих деревьев, вывернутых из земли с корнями, так и будут лежать за оградой детского сада. Поваленные ветром кедры остались единственным напоминанием об июльском урагане.