Пляжная археология

Студентов-археологов допекают мыши и туристы

12-летняя Лена, дочка доцента Лепниной, после обеда переоделась, причесалась, и вышла в лагерь как на светский раут. Парни присвистнули, а девушки невольно стали поправлять прически.

— А мы думали, ты мышей пошла ловить...

— Правильно, Леночка, — заметила Людмила Сенцова, — держи нас в тонусе. Чтоб смотрели на тебя и понимали, как должна выглядеть женщина в поле.

Археологическая экспедиция студентов Иркутского госуниверситета продолжается уже второй месяц, и за это время многие отвыкли от городского гардероба...

Артефакты

Впрочем, лагерный быт тем и хорош, что в нем нет ничего городского. Жизнь в палатках на свежем воздухе, туалет во дворе, кухня с костра и водные процедуры на Ангаре — в этом есть своя прелесть. "Я много лет назад ушла из университета, — рассказывает Людмила Сенцова, — но жизнь для меня до сих пор делится на две части — до и после работы в нем. И для меня было большой радостью спустя много лет снова поехать в экспедицию". Людмила Леонтьевна для студентов стала чем-то вроде полевой мамочки, которая и оладушки готовит, и жалеет, и холит, и лелеет.

К романтике, конечно, надо было привыкнуть. Это ведь не только песни под гитару, но и дрова в костер, которые нужно колоть. А вот этого не умели. Случилось даже ЧП — японскому аспиранту во время заготовки дров отрубили палец. Пострадавшего "депортировали", но инцидент (или, как пошутил кто-то из студентов, артефакт) не напугал оставшихся представителей Страны восходящего солнца. Всего их четверо. Все из университета Хокайдо.

На раскопках в Осинском районе, которые ведутся уже третье лето, особо интересных находок пока не было. Весь найденный материал относится к палеолиту — 30—60 тысяч лет назад. "На пляже нашли скребла, остроконечники и нуклеусы, — рассказывает Екатерина Лепнина, доцент кафедры археологии, этнологии и истории древнего мира Иркутского госуниверситета. — Раскопки затруднены тем, что вести их приходится на склонах, и материал рассеян в почве. В основном это костные останки млекопитающих и отходы каменного производства — отщепы, сколы..." Но для японских аспирантов интерес представляют даже такие находки. В самой Японии в результате вулканической деятельности найти какие-либо следы палеолита практически невозможно.

Прейскурант для туристов

Может быть, это покажется странным, но раскопки затрудняет еще один момент — небывалое ранее обилие полевых мышей. Мало того, что мыши параллельно со студентами ведут свои раскопки, и продукты приходится хранить исключительно в металлических чемоданах, так еще и пугают девушек. Нашествие мышей археологи объясняют тем, что местные сельхозпредприятия (с одной стороны — в Усть-Алтане, с другой — в "Расвете") практически перестали протравливать поля.

Кроме мышей докучает археологам и не менее емкое скопление пляжных туристов и отдыхающих. Особенно в районе "Рассвета". Многие норовят заглянуть внутрь раскопок поглубже и рискуют сломать себе шею. Чтобы как-то избежать этого, остроумные археологи установили табличку с прейскурантом для туристов: "За вопрос "Что копаете?" — пять рублей; экскурсия по раскопкам с гидом — 50; с руководителем группы — 100 рублей; фото у раскопок — 50; фото у раскопок с лопатой — 75 рублей". Желающих поглазеть на древность от этого, правда, меньше не стало.