В Ольхонском районе идет горячее лето - 2005

"Добро пожаловать в сортир!" — такая надпись на английском языке размещена на туалете при въезде в Еланцы

Постоянным посетителям заливов Малого моря на Байкале перемены видны ежегодно. В Куркутском заливе, ближайшем к Еланцам, их в этом году было две: построили загончик под мусор, да домики турбаз подобрались вплотную к берегу. Если дело по отстройке новых мест отдыха пойдет такими темпами, то скоро "дикарям" на Байкале будет нечего делать.

Живущий возле Байкала обязан отдохнуть на озерных ветрах хотя бы один раз за лето. Неважно, есть ли у тебя деньги на другой отдых. Это, судя по социальному составу приезжающих на Малое море, аксиома. Местный сервис пытается догнать желания приезжающих, но все равно остается на шаг позади. Однако наш народ этим не отпугнешь. Мы сами умеем организовать себе отдых, а главное — уберечься от таких же отдыхающих и вернуться в Иркутск целым и невредимым.

За бурятскую кухню не стыдно!

Ехать до теплых вод Байкала, каковые встречаются в Ольхонском районе, далековато — больше 250 км. Многие туристы останавливаются перекусить в придорожных кафе, в которых основное блюдо — бурятские позы. Хотя меню, как правило, многообещающее в каждом заведении общепита, одних салатов штук по десять! На деле окажется, что этого нет еще, этого — уже, а это вам не подадут, потому что в десять отключат свет. Кроме того, из раздатки обязательно подойдет повариха и громко скажет продавцу: "Чай-то вскипит — ты мне первой налей, а не после!". После чего очередь, уважительно притихшая, со смятыми в кулачках деньгами, поймет, кто тут главный.

Однако есть на дороге в Еланцы, у деревни Петрово, славное кафе, стилизованное под бурятскую юрту. Правда, не вместительное — всего-то на четыре столика. Зато здесь подают настоящий бухлер (достаточно дорого — 38 рублей за небольшую плошку), позы с рубленым мясом (что можно встретить крайне редко) и (не поверите!) тарасун — за 15 рублей двухсотграммовый стакан. Так что, если вы везете иностранцев и хотите показать им настоящую национальную кухню этих мест, вам прямая дорога в эту юрту.

Ограничьте себя в удовольствиях!

Пропускной пункт на выезде из Еланцов, длинно именуемый "муниципальное унитарное предприятие Ольхонской районной администрации по развитию туризма "Мухор", по-прежнему исправно собирает дань с туристов. 14 рублей в сутки здесь берут с приезжающего взрослого человека, 65 рублей — разовый сбор с машины. На наш ненавязчивый вопрос о том, сколько в "страду" в сутки проезжает машин в сторону Байкала, ответили — примерно триста. Помножьте. Мы за двое суток заплатили почти 200 рублей. Средства, как говорят сотрудники центра, идут на уборку и благоустройство территории. Да. Загончик для мусора действительно появился, а вот в прошлом году мусор сваливали посередине склона. Туалет же как был один, так и есть. Зато на самом берегу, на песчаном пляже, свалили бревна, над назначением которых мы долго ломали голову. На дрова? Зачем переводить на дрова деловую древесину и как от этих бревен отпиливать чурки? Или это очередной будущий домик-турбаза? Или это будущий причал? В общем, пока это развлечение только для мелких ребятишек, один из которых, раскатав бревна с высоты, чуть не попал под завал, за что был нещадно бит батькой.

После того как в визитно-информационном центре вы отдадите свои сотни, вам взамен дадут памятку (лучше бы мусорные мешки). Хозяева, напоминая о том, что "природа Байкала чрезвычайно ранима", предупреждают, чего делать нельзя. Окапывать палатки, к примеру, нельзя. Проезжать на транспортных средствах там, где нет дорог, — тоже. Ремонта автотранспорта, кстати, берег Байкал тоже не потерпит, так что постарайтесь приехать на целом автомобиле. В общем, запретов хватает на две странички.

Сведущие люди знают — с дровами на озере туго. Самые знающие везут топливо из Еланцов. Здесь всегда найдутся строители, желающие сделать свой маленький бизнес: на тридцатку вам дадут дровишек на три дня. У заливов это будет стоить гораздо дороже, охапка неопознанных дров — примерно полтинник. На дрова тут идет настоящая охота, и если перед отъездом домой у вашего костра еще лежат несколько полешков, то за ними обязательно придут грустные соседи и попросят поделиться.

Слесарь шестого разряда

Главное на Байкале — это соседи. Палатки стоят кучно, практически соприкасаясь креплениями, поэтому буйные соседи могут изрядно украсить несколько байкальских дней: "Драку заказывали? Нет? Ну все равно уплочено!"

В нынешний приезд нам повезло с соседом Серегой. На ночь глядя скорешились две близлежащие компании: час пили вместе, а потом все было согласно культовой песне тезки соседа про слесаря шестого разряда. Две культурные компании отдыхающих начали действовать по принципу: "Ну нет, не возьмете, позорные гады, подумал слесарь шестого разряда. Эх, жаль, не со мной заводская братва! И достал из широких штанов ключ на 32. Атлеты в ответ лишь пожали плечами и стали выписывать дички ногами. А слесарь — он тоже ведь парень не промах, как выдаст вертуху в сандалиях огромных. Атлеты струхнули: а фиг его знает, пацан, как бывалый, ништяк заряжает! Колбасьте бандитов, колбасьте, ребята!"

И дальше по тексту. Байкальский Серега (правда, может, и не слесарь) оказался пацаном тертым, поэтому весь берег шарахнулся по палаткам после его бодрого и обнадеживающего призыва: "Давайте достанем ножи!" Вокруг "слесаря", вопреки песне, бегала мамочка и также на весь берег увещевала "мальчика", не на шутку разошедшегося: "Сыночка! Переодень маечку! Сыночка! Ты почему маму не слушаешься?" В итоге команда Сереги сокрушительно победила и, отпинав напоследок белый джип соперников, отправилась за свежей рыбой. Впрочем, омуль тоже не сразу отправился по назначению - сначала ночные герои покидали его в девок, сочтя это хорошей идеей. Берег все утро приходил в себя после сумрачных развлечений "властелина ножей".

Вчера, но по три!

Однако гораздо больше соседей тревожит то, что все ближе к воде появляются домики непонятного назначения. Турбазы на Байкале растут как грибы — по сообщению того же визитно-информационного центра, сейчас их уже 32. Не скажу, что я что-то имею против турбаз (кроме стоимости проживания и питания: кое-где она зашкаливает и за тысячу рублей в сутки), но хотелось бы как вариант сохранить и отдых диким способом. В общем, "по три, но вчера" должно быть.

Правда, деньги вам понадобятся даже в случае дикого отдыха. К примеру, пятиминутное катание на "банане" с человека встанет вам в сто рублей. Вязанка дров, как уже сообщалось, — не меньше полтинника. Рыбы в Байкале почему-то каждый год оказывается мало, и в местном магазинчике ее надо караулить с восьми до девяти утра. Если же вам захочется достичь кондиции Сереги, чтобы биться с ним на равных, то в этом же магазинчике вы вполне можете купить очень приличный алкоголь — понятно, что заметно подороже, чем в городе. А в целом, как гласит надпись на туалете в Еланцах, welcome to the sortir.