В буддийском университете будут учиться студенты из округа

Желающих стать хувараками в Иволге немало

В течение месяца, с 13 июня по 13 июля, продолжался прием документов в буддийский университет "Даши Чойнхорлин" имени хамбо-ламы Дамба-Даржа Заяева при Иволгинском дацане. Как сообщил газете "Окружная правда" настоятель дацана Дагба-лама, в этом году желающих в будущем стать ламами набралось немало — более 50 человек.

Учеба будущих лам длится, как и в большинстве светских вузов, пять лет. Однако в буддийском университете достаточно жесткие требования и к занятиям, и к жизни за пределами учебных помещений, поэтому звание ламы получают далеко не все из тех, кто начинал здесь учебу, — многие отсеиваются на протяжении пяти лет.

Желающие стать буддийскими священнослужителями, прежде чем попасть на учебу в университет, проходят собеседование, сдают компьютерное тестирование и пишут изложение.

До прошлого года учебное заведение при главном центре буддизма в России носило название буддийского института "Даши Чойнхорлин" (с тибетского — "земля счастливого учения"). В прошлом году, по словам Дагба-ламы, институт переименовали в университет.

Учебное заведение начало работу еще в 1991 году, а 16 июня 1999 года получило лицензию высшего учебного заведения. Его открытие было связано с возрождением и развитием буддизма в России, большим интересом к буддийской философии, строительством новых дацанов, организацией дхарма-центров в разных районах этнической Бурятии, Калмыкии, Тувы, городах России, укреплением международных связей, плодотворной миротворческой деятельностью лауреата Нобелевской премии за мир Его Святейшества Далай-ламы ХIV.

Главная задача университета — возрождение традиций буддизма и востоковедения в России и Республике Бурятии. "Даши Чойнхорлин" выпускает буддийских священнослужителей, ученых-буддологов и воcтоковедов, специалистов по тибетскому и старомонгольскому языкам. Сейчас в университете обучается около ста хувараков (учеников) из многих регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья (Беларуси, Югославии, Монголии). Среди хувараков немало молодых людей из Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, где в последнее время начинают активно возрождать дацаны.

Образование может получить человек любой национальности (к примеру, в Иволгинском дацане немало русских хувараков). Как правило, в институт поступают по окончании средней школы. После зачисления хуварак дает обет послушника. В основном обеты относятся к укрощению ума, тела, речи и сознания. Нельзя курить, употреблять спиртные напитки и наркотики. Полный же монашеский обет — более двухсот ограничений.

В целом у хувараков, в отличие от обычных светских студентов, спартанские условия жизни. Живут студенты буддийского университета, так же как и ламы, в небольших деревянных домиках, печки топят сами. Телевизоров в домиках нет, день полностью занят работой и учебой. Именно поэтому, сказал нам хуварак-второкурсник Денис, немалая часть не выдерживает и бросает учебу. Учебное здание находится неподалеку от жилых домиков.

По окончании учебы хуварак получает сертификат об образовании и звание ламы. Самые способные едут в Индию для совершенствования знаний в Гоман-дацане, где учатся еще 16 лет. Большая часть отправляется служить в дацаны разных регионов. К примеру, в Республике Бурятия дацаны возродились практически в каждом из районов. В УОБАО дацаны и дуганы есть пока не везде, но буддисты надеются на возрождение в автономии этой религии — недавно был торжественно открыт дацан в Нукутском районе.

Хувараки изучают бесчисленное множество дисциплин — как прикладных, так и сугубо научных. Осваивают буддийскую философию чойра, цанид, основы тантризма, правильное исполнение религиозных обрядов, медицину, астрологию, знакомятся с пятью основными направлениями буддийской мысли. Образование дополняется изучением тибетского, английского, русского и бурятского языков, основ информатики, истории и этнографии, культуры и искусства народов Центральной Азии. Студенты постоянно практикуются в переводе канонических текстов.

Обучение и проживание в институте бесплатные. Строжайшая дисциплина — приоритет этого учебного заведения. Встают хувараки в шесть часов утра, повторяют уроки, затем обязательно посещают хуралы (молебны), после чего приступают к занятиям. Вопросами одежды хувараки, в отличие от своих собратьев-студентов из светских вузов, не озабочены: они бреют головы и носят единую форму — красное одеяние. Как правило, гидами для многочисленных туристов Иволгинского дацана служат также хувараки. Им и карты в руки: в огромном комплексе Иволгинского дацана, который является резиденцией главы буддистов России пандито Хамбо-ламы, они ориентируются как у себя дома, к тому же даже на начальных курсах обладают немалыми знаниями. И самое главное, что привлекает стороннего человека к хуваракам "Даши Чойнхорлина", это их потрясающая доброжелательность, присущая, впрочем, и религии в целом.