Молебен под Корсуком

Для проведения обряда потребовалось шесть ведер водки и несколько бидонов тарасуна

Такого Тайлагана, как прошел недавно на святом месте под Корсуком, не было 50 или 60 лет, сколько — точно никто не помнит. Особенность молебна в том, что собрались представители сразу двух районов — Эхирит-Булагатского и Баяндаевского. Обычаи отличаются немногим, но отличаются. Так, в Харанутах закладывают по обычаю лошадь, в других местах — барана. На этот раз заклали четырех баранов и разбрызгали шесть ведер водки.

Великая женщина

Программу нынешнего Тайлагана определяли в первых числах июня на всеобщем собрании старейшин в Усть-Ордынском. Совещание было недолгим: молебен решили провести в честь Нохолтойн Басаган Ноен Доргон — женщины, которая во многом изменила обычаи нынешних эхиритов и булагатов. Давно не поминали. Приехала она, по преданию, из Алари в те времена, когда Ангара была как ручеек, а Иркутск — как маленькая деревня. Поселилась под горой неподалеку от современного Корсука (село в 10 километрах от столицы автономии), у озера Хулэн, и вышла замуж за Башоу...

Места здесь живописные — напоминают чем-то Прибалтику и Западную Европу, и не удивительно, что именно здесь определялось будущее Эхирит-Булагатов. В память от Нохолтойн Басарган Ноен Доргон здесь осталось седло, в котором она ездила на лошади (для женщин того времени это было обычным делом) и новые религиозные порядки: раньше во время Тайлагана закладывали около 30 голов овец, Нохолтойн определила — три. И наполовину сократила количество воздаваемого тарасуна. По этому методу сейчас и брызгают здесь.

Проведенную ею реформу кто-то объясняет скромностью, кто-то — рачительностью, а суть ее, скорее всего, состоит в том, чтобы уравнять возможности человека мужчины и женщины. Хотя женщины по-прежнему, как и 400 лет назад, к тайлагану не допускаются. И пока мужчины воздают предкам, женщины в домах готовят угощения, среди которых, как и много лет назад, первенствуют саламат и тарасун. Женщины не в обиде — таков порядок, установленный предками.

Брызги в честь предков

На совете в Усть-Ордынском, где собрались старейшины (Буха Ноен Бабай) определились, что каждый участник Тайлагана вносит на нужды праздника 50 рублей и чекушку водки. Приехали 250 уважаемых людей, и поскольку у всех свои возможности и свой взгляд на происходящее, то в водке и тарасуне нужды не было. Но — пить никто не спешил. К примеру, шаман из Капсала Илья Степанович Шадрин вообще не пьет. Пригубил и все. Старейшина из Корсука Хутанов окунал кисть в ведро и брызгал, воздавая честь предкам. И молитвы, молитвы...

Тарасун, которым в основном и угощались собравшиеся, к водке имеет лишь косвенное отношение. Скорее ритуальное. Тарасун готовится из перекисшего молока, почти кумыс, слабее пива, но слаще. Жажду утоляет лучше воды, а смысла больше...

Преклоняя голову

Во всех селах Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов накануне всеобщего Тайлагана прошли свои молебны. В Капсале, который находится на границе Эхирит-Булагатов с востоком и западом, в знак чего еще в начале 90-х были поставлены два столба, олицетворяющие двух стариков, встречающих и провожающих всех гостей, празднования прошли 14 июня. Все, кто уважает обычаи предков, поднялись на священную Капсальскую гору и воздали дань предкам. Потом разошлись по родам. В Капсале их четыре — Хатая табан, Малаахараг, Саршараг, Балхан. Местный старейшина Шадрин принадлежит к первому роду.

— Когда-то в роду нас было не счесть, — говорит Илья Степанович, — но в советские времена, когда детям дать образование было легче, многие разъехались... Но и сейчас из нашего рода в Капсале проживаит 36 человек. Молились за своих предков и прародительницу булагатов — Гур Тоодээ. Я не шаман — знаю молебны и все. Вырос при Советах: мораль другая, но обычаи наших предков — это святое. Я перевел на русский несколько наших молитв, и вот одна из них: "Преклоняем голову высокому небу и земле, на которой живем..."