Смерть перед допросом

Существует три официальных версии самоубийства подростков в Хохорске. Но есть и четвертая

Хохорск — небольшое село в Боханском районе — до странного часто попадает в криминальные сводки. В прошлом году здесь убили главу местной администрации — такого не было, наверное, со времен кулачества. И вот еще более страшный случай: две недели назад, в Международный день защиты детей, на территории заброшенной животноводческой фермы, под навесом, повесились трое подростков: Валентин Мадаев, Владимир Байронов и Юрий Цыбиков. Сегодня эту историю знает, наверное, вся страна. На днях в Боханскую прокуратуру позвонил ведущий ток-шоу "Пять вечеров" Андрей Малахов: спрашивал, нельзя ли Хохорский случай использовать в передаче на тему детских суицидов. Ничего положительного пока ему не ответили, хотя официальные органы, ведущие следствие, в последние несколько дней стали более открытыми.

Какими они были

Следствие отрабатывает как минимум три версии случившегося — доведение до самоубийства; самоубийство на семейно-бытовой почве; суицид, связанный с психическими отклонениями. Последние две версии, скорее всего, служат в качестве пристяжных, поскольку с самого начала было возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ — "Доведение до самоубийства", а комиссия из округа, готовившая материалы в Москву (дело находится на контроле Генеральной прокуратуры), сделала вывод, что мальчики воспитывались в благополучных семьях и были нормальными, без каких-либо психических отклонений, детьми.

— Мальчишки как мальчишки, — сказала директор Хохорской школы. — Учились на тройки, но были хорошими ребятами, любили лошадей, мотоциклы...

Друзья и одноклассники отзываются о погибших только в превосходных степенях. Артур Коняев, одноклассник Юры Цыбикова и Вали Мадаева:

— У них была своя компания — человек шесть. Но это не банда, а просто друзья, даже в драках никогда не участвовали, не воровали... Когда это случилось, мы все были в шоке и недоумении. Лидером их компании был Валя Мадаев, спокойный, уравновешенный, — не могу понять, как он пошел на такое...

Учительница Надежда Сергеевна Цыбикова, тетя Юры Цыбикова, тоже в недоумении:

— Когда это случилось, у меня чуть сердце не остановилось. Не могу представить вечно улыбающегося Юру в петле. Его отец — балагур, и Юра был таким же.

Тетя Вали Мадаева, Софья Баранникова, рассказывает:

— Отец Вали, Данил, вот уже 15 лет как желудком мается. В последнее время радовался: "Наконец-то у меня помощник вырос". Валя работал в стройбригаде, потом на пилораме, по хозяйству всегда помогал (да у нас все дети такие!) и вдруг...

Все мальчики в семьях были любимцами. Особенно Володя Байронов. Говорят, отец настолько благоволил к сыну, что чуть ли не еду и чай в постель подавал.

В Хохорске хватает трудных детей — пьют, дерутся, воруют. Повесившиеся мальчики рядом с ними не стояли. Так почему же именно с ними случилась эта беда?

Допрос

Незадолго до трагедии Боханская милиция возбудила уголовное дело по факту кражи бензина на базе ГСМ в Хохорске. Основными подозреваемыми стали повесившиеся ребята — было свидетельское показание. Того, что с ребятами проводился неофициальный допрос в лесу, сегодня не отрицают даже правоохранительные органы. Возили по одиночке и допрашивали. Другое дело — били их или нет. В прокуратуре района утверждают, что никаких следов побоев, по крайней мере, визуально, обнаружено не было. И совершенно противоположное утверждают родственники и знакомые погибших. Так отец Володи Байронова рассказывает, что когда несли домой тело сына, то всю дорогу качались два его сломанных ребра. А когда мальчика хоронили, то никак не могли закрыть ему глаза — такое, говорят, случается, если незадолго до смерти были нанесены сильные удары по почкам.

Многочисленные следы побоев видели многие. Валерий Бахрунов, обмывавший тело Вали Мадаева, говорит, что у мальчика был разбит копчик, а между лопатками находился синяк.

Результаты медэкспертизы в Хохорске пока не известны. Но если они не подтвердят, что дети были избиты, родственники, несмотря на религиозный запрет, будут требовать эксгумации и повторной, независимой, экспертизы. Настроены в Хохорске решительно и даже агрессивно. Сразу же после случившегося кто-то из близких мальчиков заявил милиционерам, участвовавшим в допросе:

— Вот сейчас проведем похороны и будем вас убивать.

Милиционеров на время следствия от работы не отстранили, но изъяли у них табельное оружие. Те же, от греха подальше, вывезли свои семьи за пределы района.

Во всей этой истории есть одно странное обстоятельство: мальчики не жаловались на побои и не написали об этом в предсмертных записках. Лишь одному из своих друзей сказали, что их били и запугивали. Николай Байронов, родной брат погибшего Володи Байронова, рассказывает:

— Когда его привезли милиционеры, я спросил, что было. Он ответил: "Ничего. Прокатились и все". Посидел минут 20 перед телевизором и засобирался к Цыбикову. Сказал, что скоро вернется.

Володя не вернется. Повешенные тела трех друзей утром найдут местные конюхи. В этот день мальчикам предстояло ехать в милицию на допрос. Говорят, что их обещали посадить в камеру к зекам. Так это или нет, но они явно предпочли смерть бесчестью.

Закон вектора

Когда на педсовете в Хохорской школе обсуждалась проблема детских суицидов, школьный психолог Любовь Николаевна заметила:

— В психологии есть такое понятие — закон вектора...

И пояснила: если в деревне много суицидов — это уже трудно остановить. Это в сознании людей. Один решил свои проблемы с помощью самоубийства — другой на подсознательном уровне может последовать этому примеру.

В Хохорске за последние 10 лет случилось 16 самоубийств. Для маленького села — это много. Учителя местной школы говорят, что дети нередко грозятся свести счеты с жизнью. По разному поводу, по пустякам. Так, накануне Нового года одному из учеников грозила двойка по математике. "Поставите двойку, — заявил он, — повешусь".

По мнению некоторых педагогов, закон вектора странным образом пересекается с чисто бурятским религиозным понятием "татулхыма", что в приблизительном переводе на русский означает "покойник зовет". Но когда на похоронах мальчиков кто-то озвучил эту мысль, дед одного из них закричал:

— Замолчи! Это неправда.

В роду погибших самоубийц не было. И хотя Вова Байронов в предсмертной записке написал "Ухожу к деду", умер тот год назад своей смертью.

Закон вектора, как ни печально, касается и работы милиции. Неофициальные допросы, с нарушением прав человека, давно уже стали обыденностью. Одно нарушение тянет за собой другое. Неужели нельзя было известить родителей и провести допрос как полагается? Ведь итог таких нарушений по отношению к детям почти всегда один и тот же — смерть или сломанная психика. Закон вектора можно считать как бы четвертой, неофициальной версией самоубийства. Несколько лет назад в Хохорске повесился школьник Гриша Коняев. Его обвиняли в краже коня на том основании, что обнаружили у мальчика узду. В тот день, когда прошли похороны, "украденный" конь вернулся к хозяину. Гришу уже было не вернуть.

Постскриптум

15 июня следователь окружной прокуратуры Евгений Макаревич на вопрос корреспондента, почему до сих пор на руки родителям не выдано заключение судмедэкспертизы, ответил:

— Это будет сделано не сегодня завтра, возможно, на этой неделе. Задержка произошла из-за того, что помимо вскрытия, которое проводилось в Усть-Ордынском, необходимо было провести дополнительные исследования — гистологическое и химическое — в Иркутске. Однако эти исследования никаким образом не повлияют на результаты внешнего осмотра и вскрытия, проведенные окружной экспертизой,
— никаких следов избиения обнаружено не было.

Из сказанного следует, что противостояние родителей погибших ребят и правоохранительных органов будет продолжаться.