Ердынские игры утонули в дожде

Самая красивая девушка фестиваля живет в Саха-Якутии

Проливной дождь начался в ночь с пятницы на субботу. Заехавших в Ольхонский район 10 июня гостей и участников непогода тревожила мало, тех же, кто ехал от Баяндая до Еланцов в пятницу утром — уже сильно. Дорогу размесило в жидкую кашу. Дорожная техника не уходила с трассы, тем не менее, на обратном пути даже грейдер не спас нас от вязкой глины. Микроавтобус вытолкали перепачканные по колено в грязи дорожники. Дождь поливал как нанятый.

Место для проведения Ердынских игр предки выбрали, безусловно, завлекательное. Священная гора Ерд стоит на большой, хорошо просматриваемой территории. Именно простором и отличаются Ердынские игры от окружных Сур-Харбанов, которые обычно проходят на стадионах райцентров в достаточно тесной обстановке и при полном народном столпотворении. В Хуторуке поначалу показалось совсем безлюдно, однако, как выяснилось позже, люди просто потерялись на просторах: 600 человек включали в себя только официальные делегации, плюс несколько (называется цифра в 4—5) тысяч гостей из всех волостей.

Ердынские игры в предыдущий раз прошли в 2000 году. По традиции фестиваль проводится раз в четыре года, однако в прошлом, високосном году игры по совету шаманов решено было не проводить. Ердынские игры (по-бурятски — Ердын наадан) — это древний религиозно-культовый бурятский праздник. Он проходит в устье реки Анги Ольхонского района. Это обряд, состоящий из поклонения духу хозяина горы Ерд. Жители просят у него покровительства в своем хозяйстве, особенно в дождливый год.

Во время проведения Ердынских игр считается плохой приметой, если собравшиеся не могут, взявшись за руки, сыграть ехор вокруг горы, окружность которой составляет 700 метров. Если народу (примерно 700 человек) не набирается, то игры считаются несостоявшимися. Однако в 2000 году гору окружили целых три ехора. Забегая вперед, скажем, что на фестивале-2005 гору Ерд окружили двойным кольцом ехора.

В спортивную программу, помимо традиционных видов — стрельбы из лука и национальной борьбы — входят необычные соревнования по метанию камня, национальным прыжкам и перетягиванию палки. В этих видах спорта традиционно сильны спортсмены Саха-Якутии. На Играх-2005 командное первенство в соревнованиях по национальным прыжкам взяла команда этой республики, в личном первенстве по перетягиванию палки и метанию камня первыми стали также представители Якутии.

Зато на соревнованиях по национальной борьбе не было равных спортсменам УОБАО. В четырех весовых категориях они одержали личное первенство: Сергей Шабалов (до 60 кг), Леонид Худальшеев (до 50 кг), Василий Могзоев (до 55 кг), Александр Богомолов (до 60 кг). В результате первое командное первенство по национальной борьбе завоевали спортсмены УОБАО. Согласно сводному протоколу командного первенства (по результатам национальной борьбы, стрельбы из лука, национальных прыжков) первое место также за командой автономии.

  • "Ердын наадан" — именно так назывались в глубокую старину игры, которые устраивали буряты в эпоху "зэгэтэ аба", то есть во времена, когда они проводили грандиозные облавные охоты на зверей вместе со своими ханами и нойонами еще до Чингисхана и позже. Ердынские игры были своеобразной олимпиадой, где проходили "урилдаан" — скачки на конях, "барилдаан" — бурятская борьба, "сурхарбан" — стрельба из лука.

В дни игр на берег Байкала съезжались десятки выдающихся народных певцов, музыкантов и танцоров. Сказители-улигерши воспевали особо отличившихся. Ердынские игры приурочивались к важнейшему ежегодному великому и священному тайлагану, именующемуся "Дэлхэй дайдын мургэл", т.е. к религиозно-культовому обряду с жертвоприношениями, молебствиями и играми. Эхириты, булагаты, хоринцы, сэгэнуты, хэнгэлдэры, буянгуты и представители других родов и племен ежегодно устраивали паломничество в устье реки Анги огромными массами, чтобы поклониться, помолиться и принести жертву духам — хозяевам священной горы Ерд и скалы Айя. К этой скале имели право подходить и совершать молебствия для блага бурят только посвященные жрецы (белые шаманы) и почтенные, уважаемые улусные старики — старейшины родов.

В Якутии самые лучшие девушки и юрты

Все делегации привезли на конкурс юрты из своих регионов. Не имея большого внешнего различия, они отличались внутренним убранством и угощением, выставленным на столах. Возле юрты Саха-Якутии стоял еще и стилизованный чум — как оказалось, это совсем небольшое помещение, зато, по словам якутов, очень функциональное и быстро собирающееся.

Якутская делегация очень ответственно отнеслась к поездке на Ердынские игры. Возле юрты (занявшей в конкурсе первое место) они соорудили специальный навес, чтобы дождь не стал помехой выступлениям и разговорам с гостями. На фестивале представители культуры якутского народа показали якутский национальный танец и особенности национального пения, а также продемонстрировали в действии собственный музыкальный инструмент — хомус. Национальную кухню, потрясающе вкусную, представлял ресторан "Тыгын Дархан". Якуты, по поверию, считают себя детьми небесного бога коневодства. Поэтому конина занимает в их рационе почетное место. Впрочем, по некоторым мнениям, якуты все же едят не конину, а жеребятину. Потрясающе вкусная строганина из разных видов рыб — индигирки, чира, нельмы, муксуна — готовится по своеобразным рецептам. Во всяком случае, в ресторанах Иркутска, Бурятии, Дальнего Востока такого дивного блюда пробовать не доводилось. Кроме того, якутские хозяйки отменно готовят отварных зайца и белку, а также тюсюлге — субпродукты на палочках, похожих на шашлычные.

Как выяснилось в течение Ердынских игр, у якутов не только потрясающе вкусная кухня. У них еще и самые красивые девушки. Во всяком случае Гран-при конкурса "Красавица Ердынских игр" получила девушка из Республики Саха-Якутия Нюргуяна Феоктистова, получившая Гран-при, пять тысяч рублей и серебряный головной убор в подарок (его изготовили якутские мастера). Нюргуяна работает на телевидении Якутии и обладает совершенно дивным голосом.

В УОБАО лучше всех танцуют ехор

Лучшим ехорным коллективом Ердынских игр — 2005 был признан коллектив "Олый Худайн Гол" из села Олой УОБАО (напомним, что в 2000 году всех удивила делегация УОБАО. Гости из Олоя показали 27 разных видов ехора, а хохорцы — 18). Второе место досталось Иркутской области, третье — Республике Саха. Лучшим улигершеном фестиваля стал Амгалан Санжижапов (Бурятия), второе место у Кима Макарова из Бурятского культурного центра (Иркутск), третье — у Алексея Барлукова из УОБАО. Народную песню лучше всех исполнили певцы из Бурятии.

Капля дегтя

Как и на любом масштабном мероприятии, не обошлось без капли дегтя и на фестивале "Ердынские игры". Дело даже не в подвыпивших гостях, которых было немеряно (хотя водку, как и было сказано, в открытой торговле мы не видели). Гости все-таки вели себя достаточно прилично, а пьяненького иностранца, все пытавшегося составить компанию, мы-таки отправили "на праздник". Неуверенно поулыбавшись, парень пошел праздновать. Экзотики иностранцам хватило через край, неизвестно только, добрался ли кто-то из них до сосуда с тарасуном, который перегонялся прямо на видном месте.

Деготь приключился в другом. По священной горе Ерд вовсю шастали женщины, что, как известно, не положено никакими канонами. Двоих мы стащили с горы сами: одна сказала, что москвичка, приехала специально на игры и ничего про этот запрет не знала. Вторая, иркутянка, тоже смотрела со священной горы на праздник как с трибуны, но сошла безропотно. Третью мы остановили на подъеме. Спорить она также не стала и в гору не пошла.

О том, почему совершенно открыто нарушается запрет, мы спросили и у местного шамана в белом одеянии и с рогами на голове — Валентина Хагдаева. Он сказал, что запрет такой действительно есть, и всех об этом предупреждали. Однако первое громкое предупреждение для женщин мы лично услышали только в пятом часу вечера, когда вокруг горы начал собираться ехор. Однако самые решительные дамы все же упорно лезли в гору, заставляя вспомнить пословицу про долгий волос.

Впрочем, все эти накладки можно списать на то, что новейшие Ердынские игры, в отличие от Сур-Харбанов, не имеют пока устоявшейся традиции и канонов — слишком долгим был исторический перерыв. Однако память людская обладает способностью к быстрой регенерации, поэтому, будем надеяться, что к последующим через четыре, восемь, двенадцать лет играм вековые религиозные и культурные традиции фестиваля у горы Ерд будут восстановлены полностью.