Жизнь и смерть кутуликских бомжей

Армейские бункеры, в которых жили бездомные, сельчане растащили по домам

Дети подземелий и трущоб

В начале 90-х Андрей жил в землянке. Тогда в них многие жили. Целыми коммунами. Местные, городские и люди ниоткуда — были и такие. Профессор Гуж (непонятно, что за кличка) раньше, к примеру, преподавал в университете, потом запил, продал свою квартиру и теперь в минуты душевной невзгоды читал лекции об экзистенциализме. В землянках это хорошо слушалось.

Землянка — название условное. На самом деле это были железные армейские бункеры в виде бочек, вкопанных в землю. Люк, лестница и комната на 2—3 человека. Чуть больше двух метров. Вся обстановка — лежанки и печь. Что еще надо? Военные, ввиду конверсии, уже давно не наведывались в землянки, и бездомным в них жилось вполне вольготно. Потом начался грабительский бум. Сначала растащили буржуйки, потом пригнали бульдозер, экскаватор, кран — взрыли землю, извлекли "бочки"... И жить стало негде. Говорят, что сейчас в Кутулике в этих "бочках" держат свиней и машины.

В Четырчихе (так называется местность) и сейчас остались "землянки" — большие бункеры, выкопать которые невозможно. Входить в них не решаются даже бомжи: темно, сыро и невесть сколько комнат — того и гляди заблудишься. Андрей, после того как увезли его "бочку", попробовал было сунуться в большой бункер, но там оказалась вода. Перебрался в Кутулик, к родственнице. Дом у той не Бог весть какой, но уютный: посередине зала, как в яранге, костер пылает, в потолке — дыра.

Днем Андрей ошивался возле магазинов: "Подайте на пропитание" — каждый знает, что на пропой. Спирт хоть и технический, но мозги тешит. Местные бичи, как соколы, высматривают приезжих — сограждане уже давно не подают. Иногда пошлют, иногда пинка дадут, но нет-нет да улыбнется удача...

Коммерческий морг и бесхозные трупы

Месяц назад Андрей умер от рака. Его родственницу забрали дети — в Иркутске живут; отмыли, поставили на очередь в дом для престарелых. И хоронить Андрея было некому. Два дня тело лежало в больнице. Бесхозный труп — так здесь называют эту категорию усопших.

Бесхозный труп — забота местной власти. Но у власти, как всегда, нет денег. Отвезти труп в Черемховский морг стоит около 400 рублей. Это только на бензин. Но еще машину нужно найти — в милиции не каждый раз бывает. В прошлом году одного бедолагу загрузили в прицеп уазика — так и уехал на тот свет как картошка. В год в Кутулике умирают примерно 15 бомжей. Но в этом году, по прогнозам, бесхозных трупов будет как никогда много. Бесприютный народ съехался из деревень.

Пребывание в Черемховском морге обходится в две тысячи рублей. Морг — структура коммерческая. В прошлом году Кутуликская администрация задолжала моргу — позвонили: "Забирайте своих покойников".

Денег нет не только у власти и бомжей, но и у обычных сельчан. С недавних пор прокуратура требует, чтобы каждый труп был освидетельствован в морге. Люди находят деньги, чтобы увезти покойного в один конец, а на обратный билет средств уже не хватает, и захоронение проводят в Черемхово.

Все эти неприятные проблемы, говорят в Кутулике, решатся лишь после того как в райцентре будет построена новая больница с моргом. В планах она числится. Жаль только, жить в это время прекрасное "бесхозному" Андрею уже не придется.