Бригада умелых

В бригаде нукутского фермера каждый работник владеет как минимум тремя профессиями

В разгар посевной в ООО "Тангуты" вся техника стояла на приколе — не было ни семян, ни горючего. 30 тонн семян, обещанных разнарядкой, зависли на другом конце округа. На принадлежавших когда-то совхозу полях работали лишь два агрегата фермера Василия Галеева. Работали без простоя, до двенадцати ночи, находили солярку и семена, спали на базе в вагончиках. И не удивительно, что галеевская бригада первой в районе закончила сев зерновых — 22 мая.

Хозяин

— Полей у нас немного, вот и закончили быстро, — скромничает Василий Петрович.

Фермеры обычно неразговорчивы — то ли нелегкий труд не располагает к беседе, то ли коммерческих тайн много.

Но Галеев открыт:

— Вот, пожалуйста, все наше хозяйство — пилорама, скот, поля...

Полей действительно немного. Принадлежат они пайщикам ООО. Рассчитывается с ними фермер зерном и соломой. Зарегистрировался как частный предприниматель Галеев еще в 1997 году, но сеять начал всего четыре года назад, когда транспортные услуги, на которых он специализировался, стали если и не убыточны, то малоприбыльны.

— Кругом заброшенные поля, — рассуждает Василий Петрович, — никому не нужны. Но рано или поздно мы все равно вернемся к работе на земле. Я вернулся.

Все эти четыре года, собственно, и были посвящены возрождению земли. Поля, не паханные по нескольку лет, заросли бурьяном. Огонь его не берет — горит лишь снизу, где есть пырей. Сначала по такому полю нужно было прогнать БДП (большой дисковый плуг), чтобы измельчить, порубить сорняк, потом пахать и до осени как минимум три раза культивировать. Одно поле культивировал даже четыре раза — урожайность была по 30 центнеров с гектара. Там, где культивировал два раза, — 20.

Специального образования у Галеева нет — всю жизнь работал на КаМАЗе; но сельский труд знаком ему с младых ногтей: отец работал в совхозе на К-700. Не чурается фермер и обращения за консультацией к агрономам, зоотехникам. А иногда и специальную литературу почитывает.

— Но в хозяине главное трудолюбие, — говорят о Галееве рабочие. — Мог бы просто командовать, но вместо этого работает собственными руками. Теплый гараж в прошлом году построили, так Петрович сам котлован рыл и топориком тюкал. Если техника ломается, сам ремонтирует.

Работники

— Петрович мне брат, — говорит сторож фермы и фуражир Имамали Муминов. — Не как брат, а именно брат. Почему? Потому что с людьми обращается по-братски...

Имамали так нахваливает хозяина, что даже краснеет: и воду-то он возит пенсионерам, и дрова... Самому Имамали хозяин тоже помог в свое время. Жилось ему совсем несладко, подумывал уже вернуться в Таджикистан, но тут Петрович предложил работу. Сначала — скотником, теперь вот сторожем. Построил на территории базы домик для Имамали, и тот наконец смог вызвать с исторической родины жену Сочидамо и детей. Сейчас живут в работе и радости. Жена работает поваром, а дочь Фарзона ей помогает. Рабочие ее плов за милую душу уплетают.

Всю работу (а ее выше крыши) на ферме выполняют не более 15 человек. Дело в том, что узкой специализации среди рабочих нет. Тракторист — он же сварщик и строитель. Олег Гудовский, к примеру, токарь. Точит на станке и в то же время работает на пилораме. Тому же Имамали нередко приходится работать с железом.

— Техника у нас старая, вся из мусора, — рассказывает он, — в ремонт каждый вносит свою лепту. Ни одной железки на дороге не пропустим. Вот недавно ножи для плуга нашли. Кто-то выбросил, раз попользовавшись, а у нас в дело пойдет...

Рабочие фермерского хозяйства сетуют, что государство и местные власти совсем не обращают на них внимания. Хоть бы трактор получить по льготным ценам. Удобрения. ГСМ. В прошлом году горючее давали за 50 процентов от стоимости, в рассрочку, нынче вдвое урезали. То же самое и с удобрениями.

Бич полей

Бесхозяйственность и нерачительность некоторых людей возмущает и фермера, и рабочих. Огородили недавно пастбище, кто-то уже забор сломал. Но главный бич галеевской коммуны — бродячий скот. Особенно большие потравы приносят кони. В прошлом году попытались бороться с этой бедой. Построили загон и "арестовали" 30 безнадзорных коней, в надежде получить от их хозяев компенсацию за потраву. Да только нет у людей лишних денег, никто не заплатил ни копейки.

В этом году Галеев решил за свой счет нанять пастуха:

— Заплатим. А хорошо будет работать — еще и зерна дадим. Лишь бы потрав не было.