Путешествие из Земного Рая в Осу

Гражданин Австралии посетил осинскую деревню Грязнушку, откуда сто лет назад ушел на войну его отец

Перелет с Золотого Побережья Австралии в Иркутск занял более суток. Однако для 75-летнего Джорджа Каймонова это путешествие не стало большим испытанием. Всю сознательную жизнь гражданин Австралии мечтал побывать на родине своего отца — казака Василия Каймонова, который ушел на Первую мировую войну из маленькой осинской деревушки и уже никогда больше не видел своих родителей. Газета "Окружная правда" помогла Джорджу Каймонову воплотить мечту в жизнь.

В Россию Джордж приехал впервые, хотя уже несколько лет путешествовал по разным странам и давно мечтал побывать в России. Да все не доводилось. Четверть века назад гражданину Австралии власти не дали разрешения приехать в советскую страну, а через некоторое время разрешили, однако пожелали использовать этот визит в своих политических целях. Джордж отказался. И только прошлой весной, познакомившись в Австралии с гражданином России из Иркутска, Джордж поинтересовался, далеко ли находится Осинская местность. Именно Asinsky Иркутской области — так значилось место рождения его отца, Василия Каймонова, в справке, полученной им в Германии. Узнав, что поселок Оса действительно существует, Джордж решился на поездку, о которой мечтал долгие годы. Тогда он еще не подозревал, что скоро увидит не только деревню, где родился его отец, но и встретится с русскими родственниками. Газета "Окружная правда" помогла Джорджу в его поисках.

Отец рвался на родину до последних дней

В августе 1890 года в деревне Грязнушке Осинского района в крестьянской семье Каймоновых родился мальчик Василий. Когда ему исполнилось 19 лет, попал служить в Москву, в казачье войско при царе Николае Втором. Через несколько лет началась Первая мировая война.

— Отец рассказывал, как он попал в плен.

Джордж знает эту историю наизусть:

— Произошло это на современной территории Калининградской области, а тогда — Кенигсберга. Отряд казаков, в котором воевал отец, попал в окружение. Казакам пришлось убить своих лошадей, чтобы они не достались врагу. Сами люди попали в плен. Солдат увезли в Австрию. Это обстоятельство и спасло жизнь отцу, потому что пленные, попавшие в Германию, после войны были возвращены в Россию, где и погибли в концлагерях как предатели. Да и к казакам относились как к белорусам, считая их Европе европейцами, а не русскими. По окончании войны отец пытался перебраться в Германию, бежал туда каждый месяц, но его все равно возвращали назад, в Австрию.

У Василия было бы больше шансов вернуться в Россию из Германии. Остался единственный способ переехать в Германию, и он женился на немецкой женщине с тремя детьми. С 1924 по 1926 год отец Джорджа пытался получить документы, которые подтвердили бы его освобождение из плена. У русского казака Василия и немки Элизабет Сайдл родилось восемь детей.

— Жилось нам очень тяжело, — вспоминает Джордж свое детство. — В Германии русских презирали и считали абсолютно бесправными. Однажды отца посадили на две недели в тюрьму, за то что он пытался разнять своих приемных детей в то время, когда они дрались.

Чтобы заработать денег на еду, дети Каймоновых продавали цветы, собранные в лесу грибы и ягоды. Отец разводил кроликов и учил детей шить обувь из тряпичных отходов и резины от шин.

— Отец умер, когда мне было восемь лет, — продолжает рассказ Джордж. — Он простудился, чем воспользовался бывший друг отца, вступивший в нацистскую партию. Произошло это в 1938 году. Отца насильно отправили в госпиталь при обычной простуде. Что случилось на самом деле — неизвестно, но из госпиталя он уже не вернулся. Отец до последнего момента своей жизни вспоминал родину. Ему было 47 лет.

У нас не было денег даже на похороны, стоило это две марки. Отца похоронили за оградой кладбища, рядом с кучами мусора. Позже, когда мы, дети, подросли и начали зарабатывать деньги самостоятельно, отца перезахоронили и поставили памятник.

В Германии Джордж окончил колледж и стал строителем. В Австралию попал, когда ему был 21 год. После войны сыну русского пленного было довольно трудно получить разрешение на брак с немецкой девушкой. Поэтому молодая пара решила уехать в Австралию. Невеста Джорджа, Луизи, отказалась от немецкого гражданства, чтобы стать его женой. В 1951 году Джордж Каймонов со своей женой уехал в Австралию, где работал сначала на винограднике, затем на строительном предприятии, упорным трудом заработав деньги, чтобы открыть свою мебельную фабрику. Сейчас Джордж живет в городе Серферс Парадайз, название которого в переводе означает "земной рай".

На родине предков

Для того, чтобы найти возможных родственников Джорджа Каймонова, "Окружная правда" направила запрос в Осу. Заведующая районным ЗАГСом Гульфия Фахартымова оказала нам неоценимую помощь. Как выяснилось, в районе действительно проживают Каймоновы. Правда, не в самой Грязнушке, а в соседних деревнях — Русских Янгутах и Прохоровке. Но стоило лишь пообщаться с потенциальными родственниками гражданина Австралии, и стало понятно, что все они действительно родственники — правда, очень дальние.

По дороге к родине предков Джорджа и его спутницу Ширли удивляло все: продажа молока в бутылках вдоль дороги, зеленые поля вдоль Александровского тракта, напоминающие австралийский пейзаж.

Валентина Федоровна Щапова (в девичестве Каймонова) работает ветеринаром на ферме в Русских Янгутах. Джорджа и его подругу Ширли семья Щаповых приняла как дорогих гостей, хлебом-солью. Познакомиться с австралийским родственником пришла вся родня Щаповых — Каймоновых: дети, племянники, внуки. За столом Валентина и Джордж вспомнили все имена своих предков. Оказалось, общие корни все-таки есть. В детстве Валентина слышала о Варваре Лукиничне и ее муже Владимире Савельевиче, которые всегда ждали возвращения сына Василия, ушедшего на войну.

— Когда я была совсем маленькой, по вечерам в нашем доме собирались женщины, пряли и вязали, — рассказывает Валентина Федоровна. — Там-то я и слышала: Варвара Лукинична Каймонова сердцем чувствовала, что сын ее жив. Вот только так и не дождались они возвращения Василия.

Зато на родину отца приехал Джордж, самый любимый сын Василия Каймонова. Джордж и Ширли побывали и у другой семьи Каймоновых, проживающих в деревне Прохоровке, обменялись адресами. Затем журналисты "Окружной правды" и все Каймоновы отправились в деревню Грязнушку. Валентина Федоровна показала Джорджу дом, в котором век назад жили Каймоновы и который стоит до сих пор, хотя очень сильно покосился. А поля, где когда-то работали отец, дед и прадед Джорджа Каймонова, до сих пор называются Каймоновскими землями. Начинаются они прямо за Грязнушкой. Подъехав к полям, машина остановилась, Джордж вышел в поле и сделал то, о чем мечтал всю жизнь: встал на колени и поцеловал землю, на которой работали его предки.

Увидел Джордж и речку, где в молодости ловил рыбу его отец, а затем побывал на кладбище, где остались могилы его деда и бабушки. Погостив у обретенных родственников два дня, Джордж пообещал, что новые связи с русской родней он будет поддерживать и, возможно, еще через сотню лет на землю его отца приедет его внук или правнук.