Колыбель российского буддизма — Иволгинский дацан

Ламы-астрологи пообещали "Окружной правде" процветание и успех

Тридцать километров от Улан-Удэ по сказочно красивой дороге, что ведет в Кяхту, — это путь в Иволгинский дацан, главный центр буддизма в России. Такие просторные, от горизонта до горизонта, места можно увидеть только в Бурятии, и то не во всей. Большой огороженный комплекс, в котором находится дацан, видно издалека, и появление его совершенно ожидаемо и уместно на этих исконных бурятских землях. Солнце, но ветер холодный и сильный, поэтому от прилавков с многочисленными сувенирами идет ровный перезвон — это звенят металлические колокольчики.

Для туристов по сибирским меркам конец мая вроде бы и не сезон, однако большая площадка у входа в дацан полна машин. Подъезжают маршрутки из Улан-Удэ, следом за ними — автобус с немецкими туристами, в основном, по обычаю, солидного возраста. С ними сопровождение — симпатичная любопытная переводчица, девушка-бурятка. Дацан она знает не очень, поэтому старается прислушиваться к тому, что говорят служители. Мы, не понадеявшись на знание буддизма, заказали экскурсию. Гид — студент, или, точнее, хуварак местного учебного заведения (в 1991 году при дацане создан буддийский институт Даши Чойнхорлин), очень молодой и старательный парень Денис. Он учится на втором курсе и в учебе не разочаровался.

— Сейчас в дацане 70 студентов, — охотно поясняет нам провожатый. — Учеба длится пять лет. Многие не выдерживают, бросают, до выпуска доходят человек десять. Очень сложно попадать из обычного мира сюда на учебу. Жесткий режим — молитвы, учеба, во второй половине дня работа. Никакого телевизора. Каникулы два раза в год — после зимней сессии и летней.

Денис родом из Хоринского района Бурятии. В местный дацан его впервые привела бабушка: родители люди не очень религиозные, хотя сейчас уже начали проникаться. Денис же с детства жил буддизмом — и выбрал его своей профессией. После окончания студенты — уже ламы — уезжают служить в дацаны. Они есть сейчас практически в каждом районе Бурятии. Недавно несколько человек уехали в УОБАО — в Нукутском районе начал работу новый дацан.

Как это было

Иволгинский дацан — памятник истории местного значения — поставлен под охрану государства постановлением правительства Республики Бурятия в 1996 году. С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам в декабре 1945 года было разрешено открыть Хамбинское сумэ в селении Верхняя Иволга. С тех пор многие годы Иволгинский дацан являлся основным буддийским религиозным центром на территории Бурятии. Полное название Иволгинского дацана — Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид (монастырь "Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости"). В настоящее время Иволгинский дацан представляет собой целый монастырский комплекс и является резиденцией главы буддистов России Пандито хамбо- ламы.

Ансамбль монастыря включает Цогчен-дуган, Сахюусан-сумэ, Майдарин-сумэ, Деважин-сумэ, Чойра-дуган, дом Хамбо-ламы, музей, гостиницу, жилые дома священнослужителей, субурганы и многочисленные хурдэ (молитвенные барабаны).

Иволгинский дацан придерживается давно сложившегося порядка проведения богослужений — больших хуралов и ежедневных богослужений. В дацане проводятся службы-хуралы, посвященные важнейшим событиям буддийской истории, ежедневные ритуалы в честь защитников и хранителей учения — сахюусанов и другие обряды, помогающие и защищающие верующих от различных негативных сил.

Как мы крутили барабаны

Денис одет в традиционное темно-красное одеяние. Буддизм предполагает отказ от жажды наживы, от тяги к материальному. Именно из старины и идет простота и бедность одежды буддистов. Экскурсия по комплексу начинается с барабанов. Это так называемый круг добродетели, проходящий по всему периметру территории комплекса. В барабанах разных размеров размещены молитвы, проходящий должен непременно крутануть каждый барабан. Мы проходим мимо многочисленных маленьких домиков — в них живут священнослужители и хувараки. По дороге от барабана к барабану Денис рассказывает историю своего учебного заведения.

Буддийский институт Даши Чойнхорлин основан в 1991 году. Его открыли в связи с возрождением и развитием буддизма в России, ростом интереса к буддийской философии. Было необходимо готовить священнослужителей для большого числа вновь открытых дацанов и квалифицированных преподавателей для дхарма-центров, организованных в различных районах этнической Бурятии, Калмыкии, Тувы.

Хувараки (студенты) осваивают буддийскую философию — цанид, основы тантризма, правильное исполнение религиозных обрядов, изучают медицину, астрологию, знакомятся с пятью основными буддийскими науками. Занятия ведутся по образовательной системе тибетского Дрепунг-Гоман дацана, традиционно связанного с дацанами Бурятии. Кроме того, изучаются тибетский, старомонгольский, английский, русский и бурятский языки, основы информатики, история и этнография, культура и искусство народов Центральной Азии. Студенты постоянно практикуются в переводе канонических текстов. Преподаватели института — высокообразованные тибетские, монгольские и бурятские ламы, многие из которых имеют высшую ученую степень геше-лхарамба (доктора философии). Институт имеет несколько филиалов в районах Бурятии, где ведется подготовка будущих студентов института.

...Тем временем мы доходим до небольшого домика. Как поясняет Денис, здесь послушники могут побыть наедине в течение какого-либо, зачастую достаточно длительного, срока. С внешним миром общаются при помощи записок — например, "Хочу мяса". Буддизм — строгая религия. Самый страшный грех в ней — убийство. Всего же для так называемого неполного монаха существует 36 обетов. А в целом их 253.

На подходе к главному зданию комплекса — дацану — возникает ощущение, что ты находишься в Индии. Как известно, именно эта страна является родиной буддизма. Причем буддизм — это не только религия и философия, но и особая культура. Ее образцов, подобных Иволгинскому дацану, в России не встретишь. После строгих православных церквей и сдержанных мечетей яркая восточная индийская архитектура и внутренняя наполненность храмов просто поражают. Главный храм дацана — Цогчен-дуган — выстроен по принципу "мандалы", древней религиозно-символической идеи, берущей свое происхождение в Индии. Охраняют здание каменные львы. В алтаре Цогчен-дугана расположен пантеон Тысячи Будд, огромная скульптура Будды Шакьямуни. Также там находится скульптура богини Лхамо.

На территории дацана расположены пять ступ — субурганов. Каждая их них имеет свою архитектуру. Одна из них посвящена основоположнику Петербургского дацана Агвану Доржиеву, другая — деяниям Будды Шакьямуни, три — различным аспектам Будды. Пятая ступа посвящена ламам, служившим в дацане.

Сейчас в Иволгинском дацане продолжается строительство храма ламы XII Итыгилова. Тысячи семей сделали пожертвования на это строительство. Дацан воссоздается по старым фотографиям. В основе проекта — храм Мэйдари, или храм будущего, который был построен во времена Итыгилова и разрушен в 30-е годы прошлого века.

Тело Пандито хамбо-ламы находится в специально сделанном саркофаге здесь же, в дацане. Итыгилов был извлечен из земли в 2002 году. Ученые до сих пор не могут найти причину, почему тело йогина, ушедшего в 1927 году, сохранилось так, будто он умер 12 часов назад. В следующий раз верующие могут поклониться нетленному телу хамбо-ламы Даши-Доржо Итыгилова в июле. Даши-Доржо Итыгилов был главой российских буддистов с 1911 по 1918 год. Он прославился своей просветительской деятельностью, был сподвижником известного бурятского ученого и богослова Агвана Доржиева.

Туристы

Каждый день, по словам нашего провожатого, священнослужители делают подношения божествам — печенье, конфеты. Туристы кладут монетки. У входа в главный храм встречаем все ту же делегацию немцев. Растерянная бабушка обращается к Денису, распознав в нем местного. Говорит, естественно, по-немецки, показывая выпачканные чем-то желтым руки.

Переводчица, посмеиваясь, переводит:

— Она подержала сувенирную шкатулку. Теперь вот руки в краске. Она интересуется — это когда-нибудь пройдет?

— Пройдет, — успокаивает немку хуварак Денис, поначалу было насторожившийся. — Сегодня же и пройдет.

К концу экскурсии мы решаем обратиться к иволгинским ламам — узнать будущее "Окружной правды". Денис провожает нас в один из домиков. На кровати сидит молодой парень в традиционном красном одеянии. Как все буддисты, абсолютно спокоен. Сосредоточенно выслушивает вопрос, достает книги, перебирает четки. Быт в комнате типично холостяцкий. Спустя несколько минут говорит, что переживать не о чем: предприятие будет процветать. Больших сюрпризов, в том числе неприятных, год Петуха не обещает. Лама советует проявлять на работе как можно больше власти, тогда все будет в порядке. Сделав подношение, уходим. У ворот дацана все так же звенят колокольчики. Сюда приезжают не только с туристским любопытством. Кого-то в дацан приводит болезнь или беда — едут лечиться и узнать будущее. Над Иволгой — бесконечное синее небо. Никуда не хочется спешить.