Это любовь

Владельцы машин вкладывают в их усовершенствование больше денег, чем в покупку

13 мая к площади у Сибэкспоцентра в Иркутске было не пробиться даже пешком. Машины парковали, самое ближнее, метров за двести, едва не на трамвайных путях и в близлежащем скверике. Среди иркутских авто часто мелькали и номера 85-го региона. Ажиотаж объяснялся просто: впервые в Приангарье прошел региональный фестиваль тюнинга, организатором которого выступил коллектив газеты "Автомаркет + Спорт" (в переводе на доступный язык тюнинг — это доведение автомобиля до каких-то приятных владельцу критериев. Кто-то меняет объем двигателя, кто-то — акустическую систему, кто-то делает в стандартном уазике-таблетке раскладывающиеся велюровые сиденья). Причем, как выясняется, есть у операции (то есть тюнинга) начало, нет у операции конца. Раз начав совершенствовать машину, владелец уже не может остановиться. Вероятно, поэтому у некоторых хозяев выставленных машин звучала такая, к примеру, фраза: "Я деньги перестал считать, когда перевалило за двадцать тысяч долларов..."

На выставке под открытым небом были представлены самые интересные автомобили региона — 48 различных моделей, объединенных одним: все они доработаны владельцами. Во время организации мероприятия его устроители слегка сомневались — удастся ли найти для выставки столько машин, которых коснулся тюнинг? Нашлось не только 48, но и больше — кое-кому из желающих пришлось даже отказывать, поскольку выставочная площадка не смогла вместить всех желающих. Представленные машины были настолько разнообразны, что казались разными видами техники, не объединенной классом "легковой автомобиль". Ажиотажное любопытство вызывали доведенные российским умом до фантастического вида "японки", которых здесь было подавляющее большинство. Поскольку встречают, согласно поговорке, по одежке, то первым делом зрители кидались к кислотно-зеленой Тойоте-Супра (владелец Александр Данилов). Эту машину еще называют зеленой легендой, и она совершенно справедливо относится к классу "поворачивателей голов". Своего, фабричного у этой машины — только крыша и зеркала. Все остальное было разобрано до болтика, дополнено пришедшими из Японии наворотами, в том числе 18-дюймовыми колесами. Вместо автомата — пятиступенчатая механика. Остальные переделки поймут только специалисты. Единственное, что можно добавить: весь супертюнинг сделан не просто в Иркутске, а собственными руками хозяина.

На фоне концептуальных "японок" с аэрографией на бортах представителями какого-то другого подвида техники смотрелись раритетные машины. К примеру, "Железный капут" 1964 года выпуска, "Победа" — 52-го, "Москвич-401"- кабриолет" — 55-го или "Москвич-400" — 50-го. Владельцы исторических машин в тюнинг вложились также по полной: в первую очередь все совершенствовали движки, перетягивали салон, устанавливали акустику.

Среди выставочных экземпляров были "автомобиль Штирлица" — "Хорьх" 1939 года выпуска, а также прибывший из Читы "Ниссан-президент" — на аналогичном ездил когда-то сам Леонид Брежнев.

Мнение: это высший пилотаж работы умельцев. Многие дорабатывают машины лично, не пользуясь услугами профессионалов. Судя по тому, в каком экстазе от выставочных экземпляров была толкающаяся здесь молодежь (многие приехали даже из ближних к Иркутску районов и Усть-Ордынского округа, причем ехали специально, при этом окружные ребята намекали, что сами не лыком шиты, что перенимают опыт, а потом...), есть надежда: сельский "тюнинг" на автомобилях в виде надписей на заднем стекле "Серега" или "Олега" наконец-то сменится какими-нибудь техническими переделками, хотя бы согласно культовой, прости Господи, песне про "черный бумер, стоп-сигнальные огни". А там и до участия в следующем фестивале тюнинга недалеко.