Нет Бурятии — нет проблем?

Лидеры партий Бурятии определились с позицией по вопросу укрупнения регионов

Общественность Бурятии продолжает обсуждать возможность объединения Бурятии и бурятских округов с другими регионами страны. Сейчас уже можно говорить о том, что появляются как бы "центры мнений". В первую очередь, это политические партии.
— Если не затрагивать события 1937 года, когда без согласия народа была расчленена Бурят-Монгольская Республика, то я вообще не представляю, как будет функционировать, как будет организована система госуправления в таком регионе, куда вошли бы, например, Бурятия, Иркутская и Читинская области, — говорит Сергей Будажапов, первый секретарь Бурятского рескома КПРФ. — Насколько я слышал, этот вариант озвучивал президент Потапов с оговоркой о сохранении суверенитета республики. Хотя непонятно, как он будет реализовываться. То, что из Кремля трудно руководить большим числом регионов, — несерьезный довод. Если ты плохо управляешь 89 регионами, то сомневаюсь, что будешь лучше управлять, например 50 регионами.
Как отмечает Сергей Будажапов, в затевающемся укрупнении есть много вопросов, которые отразятся на жизни людей. Например, сложности возникнут географические. Жителю провинций огромного региона будет сложно добраться до его столицы, чтобы решить вопросы с властью. По мнению лидера коммунистов, республика должна остаться республикой, без всякого объединения с соседними областями.

— Мы против формального подхода к решению этого вопроса, — говорит Сергей Будажапов. — КПРФ против того, чтобы сейчас кроить Конституцию России, что придется делать. Жители двух бурятских округов тоже категорически возражают против укрупнения с областями. Усть-Ордынская окружная дума высказалась против. Знаю, что депутаты-коммунисты в знак протеста ушли с сессии думы. Жители Аги тоже против. Бурятия — национальный регион со своими проблемами. Укрупнить — и как будто все проблемы растворились? Нет Бурятии — нет проблем? Желание некоторых лиц из администрации президента ускорить этот процесс к добру не приведет: это бьет по интересам огромного числа людей. И бурят, и русских.

Бурятское отделение ЛДПР, напротив, полностью поддерживает идею исчезновения Бурятии как субъекта Федерации, напоминая, что всегда ратовали за деление России не по национальному, а по территориальному принципу.

— Возрождение мощи и величия России невозможно без укрепления центральной власти и российской государственности, — считает Иван Багрий, координатор БРО ЛДПР.

По мнению либерал-демократов, все национальные вопросы должны решаться лишь в области культуры, а не территории.

— В едином Российском государстве должен быть единый государственный язык — язык подавляющего большинства населения страны, — говорит Иван Багрий. — Кроме того, мы считаем, что при условии утраты статуса субъекта РФ, жители республики только выиграют. Прежде всего, за счет сокращения постоянно растущих расходов на госуправление. Можно будет повысить зарплату учителям и врачам. Жизненный уровень жителей Бурятии поднялся бы на уровень регионов-доноров.

Всем народам, как пояснил глава бурятских жириновцев, должно быть обеспечено право свободно развивать культуру, язык, традиции при помощи национально-культурных структур.
Бурятские родинцы занимают некую среднюю позицию по данному вопросу. Как нам сообщил председатель совета бурятского отделения партии "Родина", известный бизнесмен Иринчей Матханов, они поддерживают инициативу российского президента по укреплению вертикали власти. Но при объединении регионов в этом деликатном вопросе нужно учитывать и национальные особенности, а не только экономическую целесообразность. В каждом случае надо смотреть на конкретную ситуацию.

— Подход должен быть прагматичным, максимально гибким, по принципу "не навреди", — считает Иринчей Матханов. — По этой причине лидер нашей партии Дмитрий Рогозин недавно выступил против объединения трех уральских областей — Свердловской, Курганской и Челябинской. Если же для развития экономики, улучшения жизни людей нужно изменить границы регионов, это надо делать. Главное, чтобы народ не был против. Что касается Бурятии, то, в принципе, мы считаем возможным объединение Республики Бурятия и двух бурятских округов. И это будет означать создание более сильного в экономическом плане региона, обладающего значительным производственным, агропромышленным и духовным потенциалом.
Позицию бурятского отделения партии власти угадать несложно. "Единая Россия" выступит за укрупнение. Такова воля лидеров партии в Москве, и сюрпризов в Бурятии не будет. Позиции президента РБ и председателя республиканского парламента по вопросу перспектив исчезновения Бурятии имеют весьма расплывчатый характер. Глава Народного хурала в своем недавнем интервью информационному агентству "Интерфакс" дал понять, что его устраивает объединение с Иркутской областью и УОБАО, но со столицей в Улан-Удэ. Столичный статус Улан-Удэ в устах спикера похож на попытку успокоить тех, кто желает сохранить нынешнюю республику. Позиция президента Потапова еще более туманна. В целом она сводится к тому, что укрупнение — это веление времени, и оно давно назрело, но надо хорошо подумать. Президент Потапов, по-видимому, не хочет идти против линии Москвы, но в то же время опасается, что население обвинит его в сдаче республики. Усидеть же на двух стульях можно, только произнося общие фразы.