Эффект соленого огурца

Школа в Обусе отмечает столетний юбилей

В начальных классах широко известной за пределами УОБАО Обусинской средней школы дети обучаются на родном бурятском языке. После четвертого, переходного, класса начинают осваивать английский или немецкий. Учителя мечтают о том, чтобы в этой школе стали говорить и на других языках — французском и каком-то из восточных. — врез. Далеко за районным центром Осой находится крупный крепкий поселок Обуса, славный многими делами — к примеру, созданным здесь талантливым ансамблем "Обусинские напевы". Но работники образования не только УОБАО, но и Республики Бурятия, а также Иркутской области, при названии Обуса сразу вспомнят местную школу, которая с 1992 года стала экспериментальной площадкой по созданию модели бурятской национальной школы. За эти годы Обусинская средняя школа пять раз становилась школой года России, получала звание "Школа века".

По словам Галины Дмитриевой, главного специалиста отдела образования Осинского района, термин "эффект соленого огурца" принадлежит недавнему директору Обусинской средней школы, работающему теперь в Боханском филиале БГУ, Виктору Мантыкову. Глубокое погружение ребятишек в изучение родного языка (как свежего огурчика в банку с рассолом) — "речевое просаливание" — стало основой всего эксперимента. Теперь, по прошествии лет, уже можно сказать, что эксперимент удался: выпускники местной школы улетают в жизнь с двумя крыльями — одинаково хорошим знанием и русского, и бурятского языков.
Начало было трудным
Начиналось все едва не с нуля. Директор школы Виктор Мантыков, который занимал этот пост с конца 80-х годов, сил на эксперимент жалеть не стал. Ездил за опытом в другие места, даже в неблизкий город Улан-Удэ, чтобы школа села Обуса, как и положено в бурятской деревне, вдруг заговорила на родном языке.
Многие десятилетия образовательные учреждения УОБАО ничем не отличались от национальных школ всей России и работали по единому с ними плану. Результат был, мягко говоря, плачевным: в частности, в округе успело вырасти не одно поколение, не знающее собственной культуры и с пятого на десятое — родной язык.
Начало эксперимента совпало с пожаром. В середине 90-х старая деревянная школа сгорела. Несколько лет занятия шли в приспособленных помещениях. Потом достроили типовую школу. Сохранили систему интерната, хотя повсеместно она разрушалась. В Обусе же до сих пор дети из ближайших деревень не только учатся, но и живут всю пятидневку.
Обусинские педагоги-новаторы начали с того, что отошли от принципа предметного изучения языка. Напротив, все предметы в начальной школе стали преподавать на бурятском. Подключили к этому и дошкольное воспитание: здесь, в Обусе, садик тоже национально ориентирован — родной язык ребятишки осваивают, пока ходят пешком под стол. Ну и, к тому же, Обуса традиционно бурятское село, и в семьях принято общаться на родном, а не на русском языке.
К концу XX века в автономии были благополучно утрачены традиции преподавания на родном языке, не было литературы. Понемногу копили опыт, подобрался сильный учительский коллектив, многие учебные программы пришлось пересмотреть; ввели новые предметы — географию и историю родного края, животный и растительный мир нашего края, творчество поэтов и писателей округа, происхождение и расселение западных бурят, бурятский исторический роман. Учебниками время от времени помогали улан-удэнские лицеи. Обусинцы разработали свой букварь с картинками: помогла учительница Елизавета Николаевна Шайкова.
"Мы воспитываем российского бурята!"
По словам Галины Дмитриевой, главная задача эксперимента выполнена: создана модель бурятской школы, преподавание в которой ведется на родном языке. В учебный процесс, выражаясь научным языком, введено региональное этнокультуроведение. Обеспечено двуязычное образование федерального уровня ("Мы воспитываем российского бурята!" — говаривал в таких случаях Виктор Мантыков). Учительский коллектив в Обусе набрал силу: 10 из 43 учителей имеют высшую квалификационную категорию, семеро носят почетное звание "Отличник народного просвещения", есть почетный работник общего образования РФ, двое — заслуженные учителя... Однако достигнутые успехи не останавливают. Эксперимент продолжается. К примеру, Татьяна Васильева, преподаватель немецкого и английского языков, с 5-го класса вводит элементы обучения иностранным языкам по схеме "немецкий — бурятский" либо "английский — бурятский", минуя этап перевода на русский язык. Очень хорошо этот опыт проходит, к примеру, по теме "Моя семья".
...Педагоги Обусинской школы по-прежнему мечтают о создании на ее базе национального лицея или гимназии. Возможно, на втором веке существования школа будет носить и такой статус. При открытии школы в 1905 году она называлась "школа грамоты" и включала в себя два класса. Затем, с 1910-го по 1920-й, школа имела статус трехклассной, с 1920-го по 1945 год — четырехклассной начальной школы. До 1958 года обусинские дети учились уже в семилетке, до 1977 года — в восьмилетке. С тех пор школа носит название средней общеобразовательной.
Документы, хранящиеся в школьном музее, гласят, что с первого выпуска семилетней школы выпускниками стало около двух тысяч человек. Далеко за пределами района и округа известны выпускники школы — поэтесса М.М.Хамгушкеева, доктор филологических наук, профессор БГУ В.И.Золхоев, заслуженный мастер спорта СССР К.С.Олзоев.
В прошлом году неугомонные обусинские экспериментаторы открыли "Школу добра" — центр дополнительного образования. Здесь ребятишки могут выбрать себе кружок практически на любой вкус.
Столетие школы обусинские педагоги встречают достойно. А второй век для школы только начинается!