В долину потекут молочные ручьи

Беседовал недавно об их житье-бытье с сельчанами из Тургеневки, что под Баяндаем. Как и большая часть нынешней деревенской России, трудно живут тургеневцы. Кормятся почти исключительно собственным подворьем, выращивая скот на мясо и молоко. Нелегко выходить коровенку или бычка, но еще тяжелее получить полновесный рубль за готовую продукцию.
— Может, хоть молочко проще реализовать будет, когда братья Балтухаевы молокозавод запустят, — надеются тургеневцы.
— Балтухаевы? Кто такие? Откуда?
— Фермеры из Нагалыка.

Шоковая терапия
Нагалык — главное село некогда мощного совхоза, а затем агрофирмы. Многие годы хозяйство успешно работало. Но судьба повернула так, что надломилась, захромала, а потом и вовсе повалилась набок агрофирма под грузом непродуманных российских реформ 90-х годов. Не дожидаясь, когда и делить-то будет нечего, собрал в 97-м руководитель нагалыкских крестьян и объявил:
— Разбирайте, мужики, совхозное имущество, технику, землю и скот. Возврата к колхозам-совхозам, по всему видно, не будет. Пока не поздно, учитесь работать на себя. Иначе все доходные места займут другие.
Шоковая терапия по-нагалыкски поначалу народ в шок и повергла. Сельчанам казалось, что их силком столкнули в бездонную яму, из какой вовек не выбраться. Иных нагалыкцев и по сию пору не покидает ощущение вселенской катастрофы. А те, кто покрепче духом, посмекалистей да пооборотистей, погоревав, засучили рукава. Среди них были и братья Балтухаевы — Исаак, Игорь, Родион и Степан. Правда, самый старший и самый младший из братьев на тот момент были нагалыкцами только по рождению. Но Исаак Андреевич срочно перебрался на подмогу Родиону и Игорю из Улан-Удэ, а вот Степан Андреевич до сих пор мотается между Нагалыком и Еланцами, где пока проживает. Но уже решено: вскорости и младшенький вернется на родину, в добротный родительский дом. Чтоб быть, как в старинной притче, всем четверым "прутьями" в едином пучке, которого никому не переломить. Главой семейного сельхозпредприятия братья единодушно поставили Родиона Андреевича.
Горбатиться — так с умом
Когда Балтухаевы принялись хозяйствовать самостоятельно, цены на технику взлетали вверх, как в непогоду давление у гипертоника. Сельхозпродукция, напротив, не стоила и ломаного гроша. Чтобы купить за 17 тысяч первый колесный трактор, братья сдали на мясокомбинат почти весь совместный скот. К подобной тактике выживания пришлось, кстати, прибегнуть и в прошлом засушливом году. Но ничего — и семь лет назад поголовье восстановили, и сейчас, уверены, положение выправят.
На хлебах да коровушках было не подняться. Принялись Балтухаевы с выделенной им деляны возить, пилить и продавать лес. Добротная пилорама и сейчас главная палочка-выручалочка. Потому как несколько неурожайных лет подряд вынудили братьев временно перевести свои пашни в пастбища.
Удары природы Балтухаевы держали стойко — некуда им было отступать, за каждым — орава ребятишек. Они и сами из многодетной семьи, сызмальства привычны горбатиться от темна до темна. Да по-дурному, сколько ни вкалывай, масла на белую горбушку сроду не намажешь. Балтухаевы же все с дипломами: Родион — ветеринар, Степан трудится прорабом, Исаак и Степан много лет возятся с техникой. Каждый нашел в общей затее нишу, где будет наиболее полезным, потому и дело потихоньку пошло на лад.
Успех станет всеобщим
Оставим в стороне размышления о том, насколько разбогатели Балтухаевы и разбогатели ли вообще. В будущее смотрят с большой надеждой — это да, есть. Лучше поговорим о главном — о том самом молокозаводе, точнее цехе по переработке молока, пуска которого с нетерпением дожидаются даже в Тургеневке, стоящей аж в тридцати верстах от Нагалыка.
До знаменательного события, по словам Родиона Андреевича, осталось с полмесяца (теперь и того меньше — дней десять). Подобран штат технологов по переработке молока — своих, местных: в Нагалыке чуть не каждый второй с высшим образованием. Желтеют свежей древесиной большой коровник, домик-бытовка для доярок, помещение самого молокоцеха и водокачка рядом с ним. Получено добро от надзорных служб. Закуплено и завезено почти все оборудование. Со дня на день должен подойти из Москвы пакетировщик. Да-да, продукция цеха будет вполне по-современному разливаться в пакеты, а чтобы дольше сохранялось — консервироваться в охладителе. Монтировать же оборудование взялась специализированная иркутская фирма.
Ага, скажет читатель, все-таки разбогатели, иначе откуда деньжищи на дорогостоящие машины?! Секрет прост. Да, собственно, никакого секрета и нет. 600 тысяч рублей беспроцентного целевого кредита в рассрочку на три года выделил Балтухаевым окружной фонд поддержки малого предпринимательства. Но прежде чем доверить сельским бизнесменам немалые деньги, председатель фонда Петр Чупров внимательно изучил представленный Родионом Балтухаевым бизнес-план да снарядил в Нагалык комиссию, чтоб проверила на месте, не рисуют ли братья перед округом "замки на песке". Убедившись, что дело нагалыкцы затеяли стоящее, Петр Сергеевич с удовольствием подписал все необходимые бумаги — разумно рисковым трудягам окружные власти помогают охотно.
Стоит ли завидовать Исааку, Игорю, Родиону и Степану? Стоит. Только по-доброму — ведь какую махину на свои плечи взавалили, какую головную боль приобрели! Надо же не только производство наладить, но и сбыт организовать. На этот счет имеется договоренность с администрацией Баяндаевского района — молочной продукцией Балтухаевы будут снабжать районные детские сады и приюты, больницы и дом престарелых. Придется, конечно, выходить и на иркутский рынок, конкурировать с коллегами — ведь только на первых порах Нагалыкский молокоцех будет перерабатывать до 4 тонн сырья. Но Иркутск город большой, считает Родион Андреевич, много молока, сметаны, ряженки и йогурта (такой предполагается ассортимент продукции) способен выпить. Есть у братьев задумка — в перспективе открыть в областном центре и собственный фирменный магазин.
В общем, планов громадье. Потянут? Хотелось бы. Потому как в случае успеха Балтухаевых выиграют не только они сами, но и три десятка предусмотренных бизнес-планом сотрудников молокоцеха. А также жители многих населенных пунктов Нагалыкской и Буровской долин, у которых специальные сборщики будут закупать молоко с выездом на место. Хочешь — получи расчет деньгами, хочешь — мукой и дробленкой.
О времени и правоте
Хорош только тот сельский глава, который в любой момент в курсе всего происходящего в подведомственном ему населенном пункте и навскидку способен доказать свою осведомленность цифрами и фактами. Олег Васильевич Бартанов именно из таких руководителей. В маленьком Нагалыке, по словам главы села, — 130 легковых (почти в каждой семье) и 41 грузовой автомобиль, 54 только колесных трактора. На личных подворьях в Нагалыкской долине около 1200 голов молочного стада.
— Зажиточнее, чем при совхозе, стал в большинстве своем народ, — считает Олег Васильевич. — Жили бы еще лучше, если б было куда централизованно и по хорошим ценам сдавать мясо и другую сельхозпродукцию с подворий.