Сибирский армянин выращивает красную пшеницу

На заработки в маленькую деревушку Апхайту приезжают трактористы и комбайнеры из других сел

Когда Апхайта — небольшая деревушка в Аларском районе — решила отделиться от совхоза Ангарстрой, все пророчили создавшемуся обществу с ограниченной ответственностью скорую гибель, потому что никакой материально-технической базы для работы нового сельхозпредприятия в Апхайте не было. Никто и предположить не мог, что через несколько лет в маленькой деревушке начнется строительство школы, хлебопекарни, складов, агазина, а на сезонные работы в "Апхайту" будут наниматься работники самого Ангарстроя.

В 1997 году предприятие "Апхайта" отделилось от Ангарстроя, получив в приданое молодняк КРС и одну-единственную лошадь. Когда-то находившуюся здесь ферму ликвидировали за ненадобностью. Не было ни гаража, ни мастерских, ни складов. Только 1700 гектаров пашни и минимум рабочей силы — в Апхайте всего 47 дворов. Уже в 2001 году, когда на должность пришел сегодняшний руководитель хозяйства Арам Нждеевич Петросян, в прошлом главный бухгалтер Ангарстроя, площадь пашни увеличилась до 2 тысяч гектаров, поголовье скота — до 84 голов.
— На той лошади, что у нас была, мы возили и мешки с мукой, и сенаж, и солому, — вспоминает Арам Петросян. — Сегодня у нас уже 10 лошадей, 150 голов КРС. Правда, животноводство прибыли не приносит, но люди работой обеспечены — 15 человек задействованы в уходе за скотом, да и зарплату людям выплачиваем, продавая мясо и молоко. Зато выяснилось, что пчеловодство — очень выгодное дело. 9 пчелосемей, которые у нас оставались пять лет назад, комиссия из районной ветлаборатории признала непригодными — пчелы болели и погибали. Но стоило только поменять пчеловода, дела пошли намного лучше. Пчелы перестали болеть, и нынче летом на пасеке будут жить уже 27 пчелиных семейств. Мед выдаем и своим работникам, и пенсионерам, и для бартера оставляем.
Как Петросян попал в Сибирь — отдельная история. Случайное поступление в Иркутский сельскохозяйственный институт сегодня Арам расценивает как свою судьбу, ведь всегда мечтал стать именно бухгалтером. Потом работа по распределению в Ангарстрое, редкие поездки на родину, яблоки посылкой от матери и негаснущие мечты построить рай в далекой сибирской деревушке.
Главная проблема "Апхайты" — нехватка специалистов. Здесь нет ни электрика, ни сварщика, ни агронома, ни экономиста, ни снабженца. Главный инженер и механик в одном лице, один управляющий делами и директор — вся контора сельхозпредприятия. Постоянных работников около 50 человек. Если несколько лет назад жители Апхайты ездили работать в Ангарстрой, то теперь трактористы и комбайнеры из других сел, в том числе из Ангарстроя, на время посевных и уборочных работ устраиваются в "Апхайту". Когда-то и предприятие транспорт нанимало, а потом свой приобрело. Построили гараж, мастерскую, склады.
— Мы своих людей работать не заставляем, просто поощряем самых лучших, — объясняет директор. — Например, во время уборки урожая устраивали конкурс среди комбайнеров. Отец и сын из Тыргетуя прошлой осенью зерна намолотили больше всех и кроме зарплаты получили неплохую премию.
Высоких результатов в работе своих сотрудников ООО "Апхайта" добивается не только высокой оплатой и конкурсами, но и строгим контролем.
— Во время уборочной мы допоздна ездили с водителями, чтобы зерно на сторону не уходило, — рассказывает бухгалтер Ирина Лялькина. — Дело не в том, что все наши рабочие поголовно зерно воруют и продают, но все же контроль необходим — это ведь делается с лучшими намерениями. Сначала водители обижались немного, а потом привыкли. В результате получили такой урожай — зерно негде было хранить, пришлось арендовать пустующие склады у Ангарстроя.
Красная пшеница — только в поле
Несмотря на то, что в последние два года погодные условия не позволяют работникам сельхозпредприятий полностью собирать урожай, как нам сообщили в администрации Аларского района, в ООО "Апхайта" — все те же высокие показатели урожайности. В маленькой деревне, где катастрофически не хватает рабочей силы и специалистов с высшим образованием, темпы работы не снижаются.
— Всегда сеяли пшеницу бурятских сортов, — рассказывает директор. — И урожайность высокая была — до 20 центнеров с одного гектара получали. Клейковина хорошая, к нашим погодным условиям эти сорта хорошо приспособлены. Да вот как-то летом, два года назад, ехал с коллегами в райцентр, смотрю — поля-то красные. Помню, тогда еще подумал, что это ржа пшеницу ест, и удивился — неужели все эти посевы пропадут? А потом выяснил, что это такой красный сорт пшеницы, Ирень называется. Говорят, с нее урожай еще больше получается. Сначала красную пшеницу сеяли в Усольском районе, а потом и фермеры Аларского района принялись ее засевать. Вот и до нас дело дошло. Решил рискнуть — осенью выменял на новый сорт запасы ячменя и овса. На пробу взял 30 тонн, весной засеем 120 гектаров. Посмотрим, каковы будут результаты.
Школу построят к новому учебному году
Старенький домишко, на стене коридора — рисунок, по которому можно догадаться, что это не просто жилой дом. Внутри — одна маленькая комнатушка, за печкой стоят маленькие парты. Здесь располагается начальная школа. Учатся 24 ребенка. С утра — 1 и 3 классы, после обеда — 2 и 4. Работает в Апхайтинской начальной школе учитель Светлана Терентьевна Толмачева. Она же — директор.
Старая школа, в которой раньше учились ребятишки, сгорела в прошлом году. Детям предоставили покинутый хозяевами дом, а сейчас строится новое здание.
— Конечно, прибыли школа не принесет, но другого выхода у нас просто нет, — говорит Арам Петросян. — Как-нибудь выйдем из положения, выплатим долги.
Вот только не все местные жители понимают, что их детям надо учиться — на прошлой неделе, ночью, во время метели, украли материалы, предназначенные для строительства школы.
— Деревня маленькая, виновных рано или поздно найдем, — обещают строители. — А школу все равно достроим, чего бы это ни стоило. Детей-то ведь учить нужно. На подрастающее поколение надежды возлагаем, потому что именно от них зависит, будет ли Апхайта жить.