Боханский маслозавод предъявляет новые требования

Продукцию Боханского маслозавода — фасованное молоко, сметану, творог и масло — в Иркутске можно купить лишь на Центральном рынке. Продукция пользуется спросом, поскольку в процессе ее приготовления используется преимущественно натуральное сырье. Сухое молоко примешивается лишь для нормализации продукта, то есть для его подгонки к существующим стандартам.

Стандарты. Именно из-за них в последние дни и разгорелся спор между заводом и молокосдатчиками. Дело в том, что молокоперерабатывающие предприятия России с 1 февраля перешли на работу по новому ГОСТу. В чем же его отличие от старого? И чем новый ГОСТ грозит в материальном плане как переработчику, так и производителю молока?
С точки зрения директора Боханского маслозавода Валерия Петровича Белова, новые требования к качеству сдаваемого молока объективно справедливы, но преждевременны. Материально-техническое состояние отечественного, в том числе и окружного, производителя молока таково, что в пору не повышать, а снижать требования к качеству их продукции. Молочно-товарные фермы, балансирующие на грани выживания и полного банкротства, не имеют необходимого холодильного оборудования и вряд ли приобретут его в обозримом будущем. В то же время по новому ГОСТу неохлажденное молоко считается несортовым, а это значит, что хозяйства понесут (и уже несут) непредусмотренные расходы. Новые требования, пожалуй, выгодны лишь для иностранного, хорошо оснащенного и работающего на вторичном сырье производителя.
— Основные поставщики молока на завод — это акционерные общества имени Балтахинова, "Россия", "Каменское" и "Труженик", — рассказывает Валерий Белов. — Эти несколько хозяйств, выжившие из более чем десяти колхозов и совхозов района, сейчас вынуждены приспосабливаться к новым условиям, и как они справятся с этим, неизвестно. Кроме того, мы ежедневно закупаем по 800—900 килограммов молока у населения. Система закупа, относительно отлаженная в советское время, сейчас буквально дышит на ладан, и новый ГОСТ ей тоже ничем не поможет. Особенно тяжело молокосдатчику будет летом. Крестьянину легче будет вылить молоко поросенку, чем сдать. И то, что округ сейчас дает крестьянину 500 рублей на корову, не решит проблемы.
Вместе с производителем молока понесет убытки и его переработчик. Лаборанты завода говорят, что в последнее время работы у них значительно прибавилось: проводятся дополнительные анализы на белок и плотность молока. Если раньше молоко с плотностью "26" шло за первый сорт, то теперь определяется как несортовое. Все это молоко завод вынужден перерабатывать своими силами (в городе его уже не примут), что принесет дополнительные расходы и незапланированный сбыт.
Но нет худа без добра. В конце концов качество сдаваемого молока зачастую не подлежало никакой критике — разбавленное водой, загрязненное механическими примесями... Выход из ситуации только один — работать вкупе с производителем молока, поддерживать с ним более тесные связи. В последнее время на предприятие несколько раз вызывали лаборантов и специалистов хозяйств, а представители завода, в свою очередь, побывали в селах. Большие разногласия по сортности и плотности молока были с ОАО имени Балтахинова. Совместными усилиями нашли причины низкого качества молока, после чего специалисты хозяйства поехали в город и приобрели нужные приборы и реактивы. Всем дояркам купили ореометры и ужесточили контроль за их работой.