Ледовый поток чуть не снес деревню

Старики наотрез отказались оставить свои дома

В последние дни декабря лед на Ангаре наконец-то встал. И тут же начал покрываться наледью. Напор воды поднял лед. Постепенно на реке образовался ледовый затор как раз напротив деревни Жилкино Боханского района. 14 января уровень воды поднялся на 4 метра выше нормы. На следующий день вода уже ломала метровый лед и выносила его на берег. На пути ледового потока рушились заборы. На одной из улиц Жилкино бушевала вода, затапливая рядом стоящие дома и приусадебные постройки. На огородах моментально вырастали глыбы льда. Добрая половина жилых домов чудом осталась на своем месте.

Вся деревня Жилкино — 45 домов. Жилых всего 12. Часть из них находится в Верхнем Жилкино, часть — в Нижнем Жилкино, а между ними — меньше километра. Постоянно здесь живут 34 человека. Почти все — пенсионеры. Большинство стариков прожили здесь всю жизнь.
На окраине Нижнего Жилкино находятся два дома семьи Липасовых. В одном доме живет Лариса Прокопьевна Липасова, пенсионерка 1937 года рождения. Во втором — ее сын Александр. На его глазах и разворачивались события, из-за которых он и его соседи чуть не лишились крыши над головой.
— Я работаю лесником в Усольском лесхозе, — рассказывает Александр Липасов. — Усолье-Сибирское здесь рядом — стоит только перебраться через Ангару и остров Красный. Летом — на моторной лодке, а зимой пешком, по льду. 40 минут ходьбы — и ты на другом берегу. В Усолье живет моя сестра. Накануне к ней в гости я отвез мать и в субботу, 15 января, ждал их обеих на этом берегу реки. Утром выхожу на улицу, смотрю — по реке идет вода. Думаю, по наледи они не перейдут через реку, поэтому сразу начал звонить в Усолье. Днем того же дня лед на реке начало ломать. Зрелище было страшное — глыбы льда толщиной в метр переворачивались и сталкивались друг с другом. Вода очень быстро вышла из берегов. Течение было такое сильное, что льдины выше человеческого роста стали двигаться на берег. А дома наши стоят прямо на берегу, недалеко от воды. Соседи были в панике. Когда я понял, что мой дом и дом моей матери может снести льдом, я забежал в дом, схватил на руки своего 6-летнего сына и выбежал на улицу. Там уже находились все наши старики. И тут я вспомнил про документы, которые лежали дома. Пришлось оставить сына рядом с соседями, жены-то у меня нет. Побежал снова в дом спасать документы.

Пенсионеры отказались эвакуироваться
В небольшой деревушке царила настоящая паника. Кто-то выносил из дома вещи, кто-то боялся даже приближаться к своим домам. Другие гнали скот на гору, подальше от реки. На улице жители деревни стояли недолго. Из Александровска прислали автобусы для эвакуации. Пострадавших планировалось перевезти в село Александровское и расселить по родственникам и в здании детского сада. Но старики наотрез отказались уезжать из родной деревни. Спасателям удалось увезти только одного человека. У некоторых пенсионеров на нервной почве поднялось давление.
— А куда бы я поехала и зачем? — пенсионерка Лариса Прокопьевна Липасова сразу же вернулась домой из Усолья. Лед остановился в трех метрах от ее дома. — Наоборот, я боялась оставить свой дом. Всю жизнь здесь прожила. Бывали и трудные времена, но из родной деревни никогда не бежала. Бывало, что и топило нашу деревню. Было это 17 лет назад, тоже в январе. Но тогда просто пришла вода. Льда не было. А в прошлом году несколько месяцев вся деревня жила без электричества, потому что хулиганы обрезали провода. Летом ураган снес заборы и крыши. Только опомнились, восстановили поломанное, и вот опять трагедия. У многих в огородах лежат глыбы льда, которые растают только в середине лета. Никто и не подозревал, что такое может случиться. Уровень реки регулирует Иркутская ГЭС. Так что в происходящем виним именно ГЭС. Ведь не случайно вода остановилась так же внезапно, как и начался потоп.

Дом на реке
Заявление на имя главы МО "Александровское" с просьбой компенсировать нанесенный водой ущерб поступило от семьи Ивановых — жителей Верхнего Жилкино. Окна дома Ивановых выходят прямо на реку, от которой их отделяли достаточно широкая улица и огород. Теперь этот дом стоит прямо на воде. Каков ущерб, причиненный самому дому, пока неизвестно — результаты январского потопа появятся только весной, когда растает лед. Но уже сейчас ясно — 105 мешков картошки погибло в ледяной воде, землю из-под фундамента дома вымыло, в результате чего пол покосился. Пятый день после наводнения семья Ивановых из четырех человек продолжает вытаскивать из подполья испорченный картофель, который высыпают прямо на пол, чтобы высушить. Обед — на скорую руку в полевых условиях.
— Может, часть картошки мы успели бы спасти, если бы находились дома в то время, когда начался потоп, — рассказывает Анатолий Михайлович Иванов. — Но мы с женой тогда были в Иркутске. Из дома позвонил сын и сообщил о том, что Ангара выходит из берегов. Конечно, мы сразу же вернулись домой, но было уже поздно. В ночь с 14 на 15 января мы не спали. Вода подступала все ближе и ближе к дому. Начали звонить в службу по чрезвычайным ситуациям. Сначала в Байкальское управление ГО и ЧС. Оттуда нас направили в Иркутское управление. Из Иркутска — В Усть-Орду. А там уже нам сказали, что звонить нужно в Ангарск, так как он находится ближе, чем поселок Усть-Ордынский. Дозванивались с трудом — телефон в деревне только сотовый, а связь плохая. В Ангарской службе ГО и ЧС наше сообщение о потопе явно приняли за шутку — сказали, что им нужно проверить эту информацию. Пришлось звонить второй раз, и тогда нам ответили, что из Ангарска пришлют вертолет. В то время вода уже шла рекой по улице и по ограде, вода стояла и в подполье. Конечно, никакого вертолета мы так и не дождались. И только через два дня, в понедельник 17 января приехали представители Усть-Ордынского управления ГО и ЧС и предприятия "Иркутскэнерго". Посмотрели, выслушали жалобы жителей деревни, но так ничего и не предприняли. Для взрыва ледового затора нет возможности.
С тех пор как уровень воды снизился, Анатолий Михайлович Иванов, его жена Лара Петровна и их дети Игорь и Алексей ведрами вычерпывают из подполья замороженную кортошку. От ледяной воды у пенсионеров болят руки. За пять дней не вытащили и половину всей картошки.
— Работники "Иркутскэнерго" нам сообщили, что их вины в этом потопе нет, — говорит Анатолий Михайлович, — но мы в это не верим, потому что живем здесь не первый год и знаем, что малейшее понижение или повышение уровня воды в реке зависит от работы Иркутской ГЭС. Что нам остается делать? Мы надеемся, что получим хоть какую-то компенсацию за ущерб.
Пострадавшим заплатят
Чтобы выяснить причины потопа в деревне Жилкино, журналисты "Окружной правды" обратились в окружное управление по делам ГО и ЧС. Начальник управления Виктор Сергеевич Михайлов сообщил, что на запросы о причине затопления Жилкино представители управления Байкальского водного бассейна и предприятия "Иркутскэнерго" официально ответили — Иркутская ГЭС работала в обычном режиме и сброса воды в Ангару не было. Поэтому причиной затопления можно считать природные аномалии, от которых страдают люди во всем мире.
Заместитель главы МО "Александровское" Ольга Владимировна Мягкова уверяет, что списки пострадавших от наводнения жителей деревни Жилкино составлены. Люди должны получить компенсацию за ущерб, нанесенный стихией.