Ердынские игры ждут гостей в Хуторуке

Нынешним летом в Ольхонском районе после пятилетнего перерыва вновь пройдут Ердынские игры. Последний раз гости собирались на прибайкальской земле в 2000 году. По традиции игры проводятся раз в четыре года, однако в прошлом, високосном году игры, по совету шаманов, решено было не проводить.

Ердынские игры (по-бурятски "Ердын наадан") — это древний религиозно-культовый бурятский праздник. Межрегиональный этнокультурный фестиваль "Ердынские игры" проходит в устье реки Анга Ольхонского района. Игры — обряд, состоящий из поклонения духу хозяина горы Ерд. Жители просят у него покровительства в своем хозяйстве, особенно в дождливый год.
Как рассказала газете "Окружная правда" Екатерина Алтаева, ведущий методист окружного центра народного творчества, во время проведения Ердынских игр считается плохой приметой, если собравшиеся не могут, взявшись за руки, сыграть ехор вокруг горы, окружность которой составляет 700 метров. Если народу (примерно 800 человек) не набирается, то игры считаются несостоявшимися. Однако в 2000 году гору окружили целых три ехора.
В первый день, согласно древним традициям, у подножья горы Ерд проводят тайлаган. Женщины к этому действу не допускаются. Второй день обычно посвящают спортивно-массовым мероприятиям. В 2000 году в спортивную программу, помимо традиционных, были включены необычные соревнования по метанию камня и перетягиванию палки. Последний вид спорта является национальным у якутского народа, и доминировали в нем северные гости.
На Ердынских играх — 2000, по словам Екатерины Алтаевой, всех удивила делегация УОБАО. Гости из Олоя показали 27 разных видов ехора, а хохорцы — 18.
По традиции на играх выбирают красавицу мероприятия. Красавицей Ердынских игр — 2000 была признана студентка БГУ Сэсэг Дашинамжилова.
По сообщению отдела культуры Ольхонской районной администрации, пока работа по подготовке Ердынских игр, которые планируется провести в июле, еще не началась. Точная дата проведения также неизвестна. Средства на проведение фестиваля предоставит районный бюджет и спонсоры. Местные власти заинтересованы в проведении такого крупного фестиваля на территории района. Возрождение национальных обычаев способствует развитию туризма на Ольхоне, в том числе иностранного.
Справка
"Ердын наадан" — именно так назывались в глубокую старину игры, которые устраивали буряты в эпоху "зэгэтэ аба", то есть во времена, когда они проводили грандиозные облавные охоты на зверей вместе со своими ханами и нойонами еще до Чингисхана и позже. Сейчас же это ушло в область старых преданий. Ердынские игры были своеобразной олимпиадой, где проходили "урилдаан" — скачки на конях, "барилдаан" — бурятская борьба, "сурхарбан" — стрельба из лука.
В дни игр на берег Байкала съезжались десятки выдающихся народных певцов, музыкантов и танцоров. Сказители-"улигерши" в своих хвалебных песнях "магтаал" воспевали особо отличившихся, слава о которых расходилась по обе стороны Байкала, ведь герои игр впоследствии оставались в памяти народной, сложенных в их честь песнях.
Ердынские игры приурочивались к важнейшему ежегодному великому и священному тайлагану, именующемуся "Дэлхэй дайдын мургэл", т.е. к религиозно-культовому обряду с жертвоприношениями, молебствиями и играми. Это был, по всей вероятности, сугубо скотоводческий обряд. Эхириты, булагаты, хоринцы, сэгэнуты, хэнгэлдэры, буянгуты и представители других родов и племен ежегодно устраивали паломничество в устье реки Анга огромными массами до тысячи и более человек вовсе не для того, чтобы только исполнить ехор вокруг Ердынской сопки, а главным образом, чтобы поклониться, помолиться и принести жертву духам — хозяевам священной горы Ерд и скалы Айя. К этой скале имели право подходить и совершать молебствия для блага бурят только посвященные жрецы (белые шаманы) и почтенные, уважаемые улусные старики — старейшины родов.
Говорят, что в давнюю пору жил знаменитый богач Даагай-баян или Дали-баян, который обладал несметным количеством овец и, чтобы хоть приблизительно знать сохранность своих овец, он загонял их на большой остров на реке Анга. Если овцы заполняли весь остров без остатка, то он определял, что количество скота у него не уменьшилось. В дни Ердынских игр Дали-баян выносил из своих амбаров белых ягнят и покрывал ими всю священную гору Ерд, отчего она становилась летом белоснежной сопкой посреди зеленой равнины.