Юный пациент матерился и требовал водки

Брошенные, бездомные и забытые люди уже 6 лет находят приют в больнице Иванического

Больница села Иванического Аларского района никогда не пустует. Сюда постоянно обращаются не только местные жители, но и из соседнего села Аляты. Больница Иванического — это и поликлиника, и стационар, и приют. В течение 6 лет, с самого открытия больницы, здесь постоянно живут люди, которым просто некуда идти.

День вчерашний
Несколько лет назад журналист издательского дома "Номер один" Ирина Ружникова уже бывала в больнице села Иваническое Аларского района. Жизнь, как выяснилось, здесь не стала легче, а лишь прибавила проблем. Читатели "Окружной правды" могут сравнить прошлое и настоящее.
"Жить стало лучше, рожать стали больше — именно так, посмеиваясь, говорят жители села Иванического. Даже в самые тяжелые времена рождаемость здесь превышала смертность. Теперь, когда жизнь стала постабильнее, в год в сравнительно небольшом колхозе имени Ленина с конторой в Иваническом играют по 15-18 свадеб. А где свадьбы, там и дети.
Больница в Иваническом — вовсе не деревянный барак вековой древности. Новое двухэтажное кирпичное здание больницы было отстроено пять лет назад. Местные строители сдали в эксплуатацию не только само здание, но и привели в порядок территорию вокруг: сделали аллею, установили фонари с круглыми плафонами, даже соорудили перед центральным входом в больницу настоящий фонтан.
— Сначала думали соорудить вокруг больницы сплошной забор, — говорит председатель местного колхоза имени Ленина Георгий Абашеев. — А потом решили ограничиться невысоким красивым ограждением. Весь лес в округе оставили нетронутым, в нем даже белки живут, подходят близко к людям. Никто их не обижает.
Перед самым новым 1998 годом только что отстроенная больница вступила в строй. Ее прежнее здание занял окружной дом престарелых. Сейчас местные медики следят за здоровьем двух с половиной тысяч своих земляков — с постоянным выездом в населенные пункты. Главврач Майя Абашеева говорит, что двадцать пять коек участковой больницы никогда не пустуют. Постоянно идут пациенты и в поликлинику, занимающую первый этаж больничного корпуса.
— Примета времени — в стационаре сейчас живут три брошенных ребенка, — говорит Майя Цыреновна. — Правда, один по годам уже взрослый, семнадцать лет, но из-за задержки развития тянет на пятилетнего и ростом, и умом. А двоих маленьких привезли сюда из Кутулика: их бросили молодые мамаши. Надеемся, заберут: у нас бывало и по семь, и по восемь ребят — всех разобрали по семьям.
— Сказку помните "Аленький цветочек"? — спросил меня Георгий Павлович Абашеев. — Входит купец в палаты мраморные, цветы вокруг цветут небывалой красоты... Вот вы в нашу больницу вошли — посмотрите вокруг. Пол в мозаичной плитке, вокруг цветов много. Чем не сказка? Только у купца там палаты на одного были, а в больницу сколько людей приходит?"
День сегодняшний
В стационаре — 25 коек. Летом все места заняты отдыхающими в санатории. Зимой кровати занимают сироты и бездомные. Больница со дня своего основания превратилась в настоящий приют.
— В конце 90-х к нам в больницу стали привозить детей и совсем еще малышей на постоянное проживание, — вспоминает главврач Иванической больницы Майя Сыреновна Абашеева. — Везли, в основном, тех ребятишек, которые по воле судьбы попадали в сложную жизненную ситуацию — от них отказывались родители. Серьезных заболеваний, требующих срочного врачебного вмешательства, у детей не наблюдалось. Основная проблема заключалась в том, что ребятишки отставали в развитии от своих сверстников или страдали от последствий перенесенных болезней. Долго задерживать таких пациентов в центральной районной больнице нет возможности, а в рядовом детском доме эти ребята сразу же стали бы изгоями.
В Иваническом дети, которых привозили со всего района, нашли и сострадание, и понимание. В небольшом селе люди, привыкшие помогать соседям в трудную минуту, приняли живое участие в судьбе юных отверженных. И детей начали усыновлять. Старшая медсестра Валентина Калмыкова, ухаживая за 2-летним малышом с диагнозом "детский церебральный паралич", настолько к нему привыкла, что спустя некоторое время оформила опекунство и взяла мальчика к себе. За эти 6 лет через больничный приют прошло 15 детей. Семерых из них усыновили. Остальных после периода реабилитации забрали родители или ребятишек отправили в детский дом.
Накануне Нового года в районный детдом отправили 3-летнего мальчика. Дима Абрамович, от которого отказалась мать, с 6 месяцев находился в Иваническом приюте. Его еще малышом привезли из районной больницы. Мать Димы перенесла венерическое заболевание, а когда узнала о диагнозе, который поставили врачи ее сыну, решила не обременять себя заботой о нем. Ребенок болел рахитом и врачи уверяли, что мальчик не сможет научиться сидеть, ходить и даже разговаривать. Врачи и медсестры Иванической больницы обеспечили ребенку хороший уход. Вопреки всем медицинским прогнозам Дима научился и ходить, и говорить. Мальчика отправили в детский дом, даже не оформив инвалидность.
В основном, пациенты в Иваническе надолго не задерживаются. Привозят их сюда беспомощными малышами. Кого-то усыновляют, а кого-то через некоторое время отправляют в детский дом. Одни появляются, другие уходят. Но есть один постоянный житель, который живет здесь с самого открытия больницы. И пока никаких планов на будущее мальчика у медиков нет.

История совершеннолетнего малыша
Появление в Иваническе нового больничного здания навсегда изменило жизнь Саши Шашкова. Его сразу же отправили в Иваническ. Уже шесть лет Саша остается единственным постоянным пациентом больницы. Как началась эта история — уже никто не помнит. Врачи говорят, что у ребенка с рождения нарушена эндокринная и нервная системы. Его умственное и физическое развитие навсегда останется на уровне детского. До того как попасть в больницу, 13-летний мальчик с сознанием 3-летнего ребенка часто ночевал на улице или в кочегарках. Потом — в разных отделениях ЦРБ. Его лексикон состоял исключительно из нецензурных выражений, а организм уже был зависим от алкоголя. Мать Саши по сей день находится в больнице для душевнобольных.
— Когда Сашу привезли к нам, он произносил только маты и требовал водки, — рассказывает Майя Абашеева о событиях 6-летней давности. — Если учесть, что самосознание Саши соответствовало тогда развитию 3-летнего малыша, то мы все были просто шокированы его поведением. Все женщины плакали от жалости, несли Саше детские вещи. Медсестры разучивали с ним слова. Ему отдали целую комнату больницы, детскую кроватку пожертвовал детский сад — в подростковом возрасте рост Саши составлял не больше метра. За прошедшие годы мальчик так и не вырос. Сегодня умственное и физическое развитие 19-летнего парня соответствует уровню 5-летнего ребенка.
Саша находится на иждивении государства, на его пенсию по инвалидности врачи купили ему на Новый год подарок — игрушечную машинку. Его комнатка обставлена без излишеств — в углу стоит шкаф с поношенными вещами, вдоль стены — кроватка, у окна — стол. Игрушек немного — иногда его балуют медсестры, покупая нехитрые подарочки на свои деньги. Поэтому с новенькой машинкой Саша не расстается. Любимое занятие — прогулка вокруг елочки в коридоре, которую нарядили для своих пациентов медики.
— Когда Саше исполнилось 18 лет, нам предложили отправить его в дом инвалидов, — говорит Виктория Анатольевна Абашеева, которая проводит с Сашей каждый день. — Мы от такого предложения отказались. Вряд ли где-нибудь к Саше будут относиться так, как здесь, играть с ним. А для нас он стал уже родным. Все медсестры для него — мамы, кочегары — папы.
Что будет с Сашей Шашковым дальше — неизвестно. Скорее всего, он так и останется в Иваническе.
Две судьбы в одной палате
Накануне Нового года, 27 декабря, в Иванической больнице тихо и скромно отметили день рождения годовалого Артема, который попал в больницу вместе со своей мамой. 19-летняя Аня Иванова из многодетной семьи, все детство провела в Черемхово и была совсем еще маленькой, когда 13 лет назад умер ее отец.
— Мама крепко выпивала, — рассказывает свою историю Аня, — и год назад умерла, а я осталась жить у старшего брата. Вскоре у меня родился сын и для его регистрации понадобились мои документы, которые хранились у старшей сестры. Сестра живет в деревне Дута Аларского района. Туда я и отправилась с ребенком — сына не с кем было оставить дома. Но сестра встретила меня неприветливо. В пьяном угаре она чем-то ударила меня по голове и выгнала из дома.
В тяжелом состоянии, раздетую, окровавленную и с новорожденным ребенком на руках, Аню подобрали на улице врачи скорой помощи. После выздоровления девушке некуда было идти, поэтому на зиму ее и маленького Артема определили в Иванический стационар. С ноября никто из родных так и не заинтересовался судьбой Ани.
— Сейчас я переписываюсь со своим парнем из Черемхово, — говорит Аня. — Он зовет меня к себе, но ему скоро идти в армию, поэтому я даже не знаю, что делать.
Еще один малыш, который живет в одной палате с Артемом, — 5-месячный Сережа Окунев. Его мать проживает в небольшом доме с многочисленными родственниками. Из-за отсутствия элементарных условий Сережу хотели забрать в детский дом. Но молодые родители на это не согласились. Теперь они по очереди живут со своим чадом в стационаре Иваническа. Сейчас наступила очередь отца. Виктор не отходит от кроватки своего малыша круглые сутки.
По словам главврача Майи Абашеевой, дальнейшая жизнь их маленьких пациентов отслеживается и самими врачами, и представителями власти. Но иногда происходят и трагические случаи.
Смерть в коляске
— Дети, которые выписываются из нашей больницы, на улице не оказываются, — рассказывает Майя Сыреновна. — Невостребованных детей отправляем в детский дом, опекунство кто угодно оформить не может — мы следим, чтобы семья была порядочная. Бывает, что родители отдают свое дитя на время, от безысходности, если ребенка кормить нечем. А через некоторое время малыша забирают домой. Однажды мать сама принесла к нам своего 7-месячного ребенка. Это была худенькая, истощенная девочка. Когда через год мать вернулась за своей дочкой, даже не узнала ее — ребенок окреп и вырос. Сейчас эта семья живет вполне благополучно. Мама самостоятельно воспитывает дочь.
Но не всегда подобные истории заканчивались счастливо. Однажды из поселка Нельхай привезли женщину 27 лет с грудным ребенком — у матери не было условий для его воспитания. С весны до осени они прожили в Иваническом стационаре. Мать жила со своим малышом в больнице и заботилась о нем. Когда наступило время выписаться из больницы, ни у кого даже сомнений не возникло относительно того, чтобы оставить ребенка матери. В октябре женщина забрала своего малыша домой. Но как-то раз, гуляя с ребенком, мать оставила его в коляске на улице, а сама зашла к своей подруге, соблазнившись спиртным. Пока женщина сидела за столом в доме своей знакомой, ее ребенок, которому не было еще и года, замерз на улице в своей коляске.
Эта история — единственная, закончившаяся трагично для маленьких пациентов Иванической больницы.
В новом году в стационаре Иванической больницы планируется сокращение числа коек, но приют здесь так и останется. Медики уверяют, что с удовольствием бы заботились о детях не только во время реабилитации, но и после.