Отец Вячеслав: "В православии нет национальностей!"

Прошли годы воинствующего и тихого атеизма. После духовного голода общество в своей массе потянулось к истокам истины. Но, как всегда это случается, свято место пусто не бывает, и на сцене жизни появилось множество "доброжелателей" — просветителей из зарубежных сект с весьма неэтичными для России верованиями.

В свою очередь русские просветители — писатели, православные священники — несут свое слово людям во все уголки нашей Родины, в том числе и в УОБАО.
Сегодня мы попросили ответить на некоторые вопросы, связанные с распространением православия в нашем крае, протоиерея отца Вячеслава (Пушкарева).
— Отец Вячеслав, это удивительно, и многим моим коллегам и друзьям даже непонятно такое явление, как распространение православия в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (УОБАО). Там, где еще 10 лет назад с трудом можно было увидеть человека с нательным крестиком, теперь, как по мановению волшебной палочки, в деревнях и селах на куполах православных церквей сияют кресты, слышен перезвон колоколов.
— Отец Вячеслав, мне не раз доводилось читать интервью с вами, слышать беседы с вашим участием на Иркутском городском радиоканале, и вот что меня заинтересовало. Вы постоянно говорите: "Наше Верхоленское благочиние". Это какая-то административная единица в составе Иркутской епархии?
— Да, вы совершенно правы. Это вторая ступень в организационно-административной иерархии Русской православной церкви (РПЦ). Первая, базовая ступень — это местная религиозная организация или приход. Приходы объединяются в благочиния или церковные округа, округа — в епархии, а епархии в свою очередь, объединяются в патриархию.
— Вы благочинный Верхоленского округа?
— Да. Я уже 4 года руковожу этой церковной территорией. А само благочиние существует с 1997 года, то есть 7 лет.
— Почему же благочиние называется Верхоленским? Большая часть подчиненных вам территорий находится в административных границах УОБАО?
— Данное название для этого церковного округа, возможно, временное, а продиктовано оно необходимостью исторической преемственности. Дело в том, что до октябрьского переворота все, что находилось за пределами пригорода Иркутска, подчинялось управлению епископа Викарного, который проживал в г. Верхоленске, где находился главный соборный храм. Но сегодня другие реалии. Я думаю, что с дальнейшим развитием православия в УОБАО, округ, скорее всего, будет выделен в отдельную церковную единицу, статус которой я предсказать не берусь. Все будет зависеть от дальнейшей политической истории и некоторых важных причин, вполне от нас зависящих.
— Скажите, какие районы Иркутской области и УОБАО входят в ваше ведомство, сколько теперь храмов и, если не секрет, какое количество прихожан объединено вокруг вас?
— В церковном смысле нам подчинено 9 районов: северная часть Иркутского района, Эхирит-Булагатский район, Боханский, Осинский, Баяндаевский, Ольхонский, Качугский, Жигаловский, Усть-Удинский районы.
Когда в 1997 году мы начали на этой огромной территории регулярную проповедь, ситуация с храмами была катастрофичной. Из оставшихся шести каменных храмов пять стояли в совершенно неприглядных руинах. Только в Верхоленске храм сохранился благодаря тому, что в нем была библиотека и местная общественность его всячески оберегала.
Из более 30 деревянных церквей и часовен осталось пять, и то состояние их настолько плохое, что только тронь — развалятся.
Самое благополучное состояние верующих было в селе Хомутово. На праздники в город ездило около 20 человек. В других населенных пунктах и этого числа верующих не было.
Епископом Владимиром было принято решение начинать дело возрождения православия на этой земле с села Хомутово. Именно поэтому центр благочиния временно расположился в этом селе, в стенах разрушенного храма Святой Троицы. Время показало, что это решение было верным. Сегодня вокруг Хомутовского храма сплотилось более 200 верных христиан и, условно, 2000 заинтересованных, которые посещают храм два-три раза в году. Эти люди, каждый по своему, помогали храму, позволили нам развить широкомасштабное миссионерское служение в других селениях и даже организовать реставрацию старых храмов и строительство новых.
Из среды Хомутовского прихода за последние 7 лет вышли на путь сугубо христианского служения 10 священнослужителей, которые усилили эти реанимационные работы уже на периферии благочиния. Сегодня мы имеем двадцать восемь вполне живых православных приходов. Точной цифры своих прихожан мы дать не можем, но визуальное наблюдение наших пастырей позволяет нам говорить о восьмистах верных христиан и более трех тысяч заинтересованных в дальнейшем христианском росте. Наибольшее число приходов мы открыли именно в УОБАО, но абсолютное первенство держит Боханский район — 7 общин. В автономии регулярные богослужения производятся в пос. Усть-Ордынском, деревнях Тихоновка, Буреть. На подходе Олонки и Каменка.
Появились новые храмы в Тихоновке, Каменке, в деревне Ревякино Иркутского района, поселках Жигалово, Хужир. Строятся храмы в селе Олонки, поселке Еланцы, микрорайоне Зеленом Иркутска. Ведется реставрационная работа старинных церквей в деревнях Усть-Куда, Урик, Оек, Тихонова Падь. Работы хватает и духу, и телу. Мне лично приходится пробегать по дорогам благочиния по 70—85 тыс. км в год. За рулем я всегда сам, так как не хочется рисковать чужой жизнью — сами знаете, какие у нас сложные дороги.
— В Иркутском районе вам помогают свои. А кто помогает вести такой объем строительства в Усть-Ордынском округе?
— Опять же все из Иркутского района и Иркутска — наши доброжелатели. Нужно признать, что до 2003 года их взносы перевешивали все местные поступления.
Сейчас картина несколько изменилась. Колокола Тихоновского храма, которые зазвонили при поддержке депутата Государственной думы, разбудили многих от глубокого сна безверия, особенно активных местных руководителей сельских администраций. С самого начала нашей миссии проявила понимание окружная администрация. К решению наших задач подключаются политические и общественные деятели, а также бизнесмены. Надо сказать со всей определенностью, что дело подъема православия в округе ускорило свои обороты.
— Какой же национальный состав ваших приходов у нас в округе?
— В православии нет национальностей, есть только христиане. Но если вас именно это интересует, то скажу так: в основном русские и татары. И метисы также. Прихожан из коренных бурят немного: по 2—5 семей на приход.
— Отец Вячеслав, историческая справка показывает нам, что на 1910 год на территории Бурятского автономного округа 80% местных поселенцев оставались верны шаманизму, остальные 20% считали себя христианами, хотя и пребывали в двойной вере. Чем объяснить, что сейчас всего 2—5 бурятских семей на приход?
— А чем объяснить 20 верующих на 8 тысяч жителей из Хомутово? Там все русские. А если говорить про 1910 год, то в Хомутово в этот период было, наверное, 99% жителей, считавших себя православными.
Запугали, убили, вырвали с корнем у нас то, что мы плохо держали. А все эти псевдоисторические басни о насильственной христианизации местных народов — это все пустое и не имеет под собой исторических фактов. Русские принимали православие 400 лет, еще 500 лет с ним жили. А вот восточные буряты определились в своем выборе веры только в начале XIX века и принимали веру медленно, в течение 100 лет. Где уж тут укрепиться, тут и прорасти-то еще ничего не успело.
Но мы видим, сколько сочувствия и доброты проявляют к нам многие буряты, и имеем надежду на бурятское христианское возрождение.
Сейчас у нас в планах строительство храма для самой большой нашей общины в поселке Усть-Ордынском. Пока верующие ютятся в небольшом приспособленном здании. Но, очевидно, скоро смогут увидеть и золотые купола нового храма, которые украсят столицу округа и призовут на жителей благословение Небес.
Именно этот храм мы намерены сделать центром новой православной административной единицы и именно в нем начать частично служить на церковно-бурятском языке, который сложился в XIX веке и не слишком пока отличается от современного наречия жителей поселка Усть-Ордынского. При этом храме будет действовать окружной духовно-просветительский центр и воскресная школа.
— У вас такие планы, а как обстоит дело с кадрами духовенства?
— Дело обстоит очень плохо. Кадров пока нет. Усть-Ордынский округ — это совершенно специфическая территория, и люди пришлые тут мало что сразу поймут, тем более не сразу смогут что-то сделать. А мы крайне стеснены временем. Если не мы, то тогда — сектанты, а это конец народу, конец самобытности. Поэтому нам крайне необходимы верующие мужчины из среды наших поселений, чтобы они душой болели за свой народ, свою землю, свою веру. Нам нужны новые молодые национальные кадры. И мы ищем их и приглашаем всех, кто когда-либо задумывался о личной перспективе послужить в священном сане Небу и своим ближним. Можно нас найти и написать нам о себе и своих намерениях.
— Достаточно ли одного желания и способности? Нужно, наверное, быть достойным служения?
— Достойных нет в приходе, так как все мы грешные. Дело же христианина — жить и учиться не грешить, а тут нужны способности и упрямство в хорошем смысле этого слова. Поэтому нам нужны именно способные мужчины, не согрешившие смертно.
— А каковы условия к кандидатам?
— Во-первых, верующие по-православному, здравые рассудком и не имеющие тяжелых болезней и увечий.
Во-вторых, неженатые, женатые единственным браком, вдовцы или разведенные, но не женившиеся вторично. Законные дети препятствием к сану не являются.
В-третьих, образование не ниже среднего, лучше высшее.
В-четвертых, отсутствие вредных привычек.
И еще. Желающим жить красиво, спокойно и в достатке — просьба не беспокоить нас напрасно.
— Отец Вячеслав, в завершение нашего разговора что бы вы хотели пожелать нашим читателям?
— Хочу поблагодарить всех, кто молитвенно с нами и тех, кто помогает нам личным трудом и сбережениями. Также хочется пожелать успехов и крепости всем, кто сегодня не остается равнодушным к делу возрождения нашей земли. Веруйте, будьте здоровы и живите в мире, а также помогайте всем и нам. Мы же, священнослужители Верхоленского благочиния, остаемся всегда вашими молитвенниками и наставниками на пути к вечной жизни.
— Спасибо.
— Будьте благословенны!