Одежда для дорог

За лето водители расслабились: привыкли резко тормозить и круто вертеть рулем. Дорожники те же люди. Все лето они ремонтировали старые дороги и строили новые, рисовали разметку, меняли знаки. Теперь им нужно резко перестроиться на зимний график и выезжать на расчистку и подсыпку дорог. Зимой часто приходится работать круглосуточно — снег идет вне расписаний. Тем временем в дорожном управлении Усть-Ордынского округа уже строят планы на следующее лето: где можно будет построить новую дорогу, где необходимо срочно ремонтировать старую? О работе окружной дорожной службы рассказывает ее начальник Владимир Малых.

— 2004-й год мы уже практически закончили. План дорожных работ выполнен почти на 100%. Закончена реконструкция автомобильной дороги Усть-Орда — Оса на участке 26-й — 16-й километр. Введено 10,26 км на сумму 40 миллионов рублей. Сделана автомобильная дорога Куркат — Кукунур в Аларском районе, протяженностью 6,2 км. Стоимость — 13 млн рублей. В этом году администрация округа выделила по 2 млн рублей на благоустройство каждого районного центра. Всего — 12 млн. А 12 ноября мы планируем сдать подъезд к деревне Головинке, протяженностью 2 км 200 м, — это тоже Аларский район. И все, до конца года будем заниматься одним только содержанием дорог — чисткой, подсыпкой.
На 2005 год Москва нам дает 60 млн рублей (в 2004-м было только 47 млн). Мы защитили два объекта: строительство дороги Кутулик - Аларь - Ныгда, протяженностью 4 км (на сумму 28 млн 725 тыс. рублей), и реконструкцию дороги Бохан — Середкино на участке от нулевого до 19-го км. Общая сумма реконструкции этой трассы составляет 150 млн рублей. На 2005-й год выделено 50 млн рублей федеральных денег. Эту дорогу уже начали делать в этом году — за счет окружных денег, из территориального дорожного фонда. Вложили 8 млн — закупили материалы, железобетонные кольца. Сделали земельное полотно, завезли на дорогу 25 тысяч кубов грунта.
— Эта дорога была раньше грунтовой?
— В основном да. Частями был асфальт. Мы там мост построили новый — через Иду. Мост сдали в эксплуатацию в 2002 году, дорогу "пробили" только в 2005 году. Новая трасса будет в асфальтовом покрытии. Хотя асфальтирование автомобильных дорог — это очень дорогое удовольствие. Я приведу пример. Мы сегодня делаем трассу Оса — Усть-Орда. На 10 км мы затратили 40 млн рублей. На эти деньги мы могли бы сделать много гравийных дорог. Ведь на территории округа много дорог, которые не соответствуют ГОСТу, — плохих, аварийных дорог. А по ним ходит общественный транспорт, мы несем ответственность за эти дороги. Асфальт забирает у нас 70% годового бюджета. Мы пришли к выводу, что асфальтирование дорог нужно на некоторое время прекратить.
— Но до Середкино-то все равно будет асфальт?
— Эта дорога делается на федеральные деньги. Но у нас еще есть деньги, которые идут из окружного бюджета. В следующем году это будет большая сумма — 37 млн 275 тысяч рублей. В 2004 году эта цифра составляла всего лишь 21 млн рублей.
Плюс программа, которую пишет для округа правительство России по распоряжению Президента. Когда Валерий Геннадьевич Малеев встречался с Путиным, тот пообещал, что округу будет выделен 1 млрд рублей. В этом миллиарде есть сумма, которая пойдет на поддержку дорожного хозяйства. Какая это будет сумма — я, конечно, не знаю, но, если это будет выполнено, это будет большая поддержка для дорожной отрасли.
— Что будете ремонтировать?
— Все дороги, которые находятся у нас на балансе. Территориальные дороги - те, которые идут от одного населенного пункта до другого по территории округа. К ним не относятся транзитные трассы, которые проходят через округ. Скажем, Иркутск — Качуг. Эта дорога идет через Эхирит-Булагатский и Баяндаевский районы, но она не наша. Иркутск — Оса — это Александровский тракт. Через Аларский район идет Московский тракт. Эти дороги проходят через нашу территорию, но мы за них не несем ответственности. Раньше мы содержали эти дороги, сегодня дорожная служба Иркутской области забрала их себе.
Итак, мы делаем только территориальные дороги. Их у нас почти 2000 км. В Эхирит-Булагатском районе будем ремонтировать дорогу Гаханы — Ахины. В Баяндаевском районе нужно починить два моста — через ручей Сайбогор (7-й км) и Нагалык (15-й км) на участке Нагалык - Еленинск — Вершининск, поменять на этой дороге железобетонные кольца. Нукуты — ремонт всех труб и дороги Алтари — Сухая. На всех этих дорогах нужно восстанавливать дорожную одежду — гравийное покрытие. Мы вынуждены делать меньше асфальта, но больше дорожной одежды.
Почему у нас постоянно не хватает для этого средств? У нас каждый год строятся мосты. Мост в среднем стоит 50 млн рублей. Если Москва дает нам 60 млн на год, то львиную долю забирает мост. На содержание дорог не остается ничего. Когда каждый год строится по мосту, то дороги, особенно к отдаленным населенным пунктам, остаются без внимания. Это продолжается из года в год, и постепенно на них не остается дорожной одежды, разрушаются трубы, приходят в негодность мосты. На них не хватает сил и денег. Но в следующем году мы не будем строить мосты, не планируем асфальта. Все запланированные 37 млн рублей пойдут на ремонт. Это большая сумма — ее надо только освоить.
— Для ремонта дорог нужно много специальной техники — она у вас есть?
— В этом году как раз купили новую технику — на 7 млн рублей. Для этого в Закон о территориальном дорожном фонде внесли поправку — о приобретении техники для содержания и эксплуатации автомобильных дорог. Закупили три автогрейдера и четыре трактора МТЗ-82 со щетками и отвалом. Такой шаг — внесение поправки в закон — сделан первый раз в жизни, вообще в истории округа. Это большое и важное дело. Когда мы вышли с этой инициативой, нас поддержала сначала администрация округа, а потом Дума.
— Когда у дорожников самое трудное время - летом, когда ремонт идет? Или зимой — когда дороги надо чистить?
— Оно всегда трудное. И когда дожди идут заливные, все размывают, и снег когда валит. Летом нужно заниматься строительством и ремонтом. Весной и осенью — гололед... Сейчас мы перестраиваемся на зимний график, готовим технику, людей. Ведь это тоже непросто — начать заниматься делом, от которого отвык за лето. А зимой часто приходится работать круглосуточно: по нормативам мы должны выйти на трассу через два часа после окончания снегопада.
— Что самое главное для вас в вашей работе?
— Чтобы все дороги соответствовали ГОСТу. Чтоб общественный транспорт ходил и люди могли передвигаться по дорогам без препятствий.
По программе развития дорог к 2010 году в Усть-Ордынском округе должно быть построено 306 км дорог, отремонтировано 246,75 км, построено 19 мостов и 1 путепровод.