13 охотоведов живут в зимней тайге

Журналисты "Окружной правды" изучали особенности национальной охоты в охотохозяйстве "Голоустное"

В Иркутской сельхозакадемии работает единственный от Камчатки до Урала факультет охотоведения. В прошлом году один из старейших факультетов нашего региона отметил 50-летие со дня основания. Из-за специфичности факультета в Иркутск приезжают учиться студенты со всех уголков нашей необъятной страны: Якутии, Камчатки, Бурятии, Чукотки, Урала. Есть студенты и из Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. На прошлой неделе студенты третьего курса отправились на прохождение первой учебной практики по технике добычи дичи. В течение месяца ребятам предстоит жить и учиться в глухой, дикой тайге. Корреспонденты "Окружной правды" посетили охотохозяйство "Голоустное", где размещается одна из учебных баз охотоведов.

Нет света, нет теплого туалета — романтики полные карманы
Студенческая охотобаза расположена в селе Булучуг Иркутского района. Хотя назвать это таежное поселение даже деревушкой можно с натяжкой. База охотников, несколько избушек, местная жительница баба Маня да заведующий учебным полигоном Виктор Шевченко со своим зверьем — вот и весь Булучуг. Практиканты-охотоведы живут в трех зимовьях, которые в свое время построили их предшественники-студенты. Деревянные домики лишены всех благ цивилизации, кроме печек, но как говорят сами студенты, ко всему можно привыкнуть. Чего действительно не хватает, так это электричества и человеческого общества. Гости с Большой земли в этих краях редкость и поэтому всегда желанные. Ну а если вы приехали к охотникам со свежими газетами и журналами, вы не только желанный, но и дорогой гость. Все блага цивилизации здесь заменяет кристально чистый опьяняющий воздух, дикая свобода и полное единение с природой. Именно жажда романтики и привела молодых людей в профессию охотоведа.
Приехав на охотобазу, мы узнали, что проживают там 13 студентов, в том числе и две девушки, которых, к сожалению, мы так и не застали. Девчонки в этот день ушли в длительный учебный маршрут. Научный руководитель тоже отсутствовал (накануне он серьезно повредил ногу и его пришлось госпитализировать в Иркутск). За кружкой ароматного таежного чая охотники рассказали о своей практике и нехитром житье-бытье.
Секреты охотника — тайна за семью печатями
Первое, чему учатся ребята, — выслеживание зверя по следам и изучение его повадок в естественных условиях обитания. Нужно отметить, что местная тайга изобилует дикими животными. Как пояснил Виктор Шевченко, или "Михалыч", как его уважительно называют студенты, здесь водятся почти все виды животных и птиц, характерные для нашего региона: сохатые, изюбры, косули, медведи, волки, кабарга, глухари, рябчики. Почти с первых дней практики студенты приступают непосредственно к самой охоте.
Многие из будущих охотоведов пошли по стопам предков и научились управляться с оружием в раннем детстве. К примеру, Алексей Каурцев из Читинской области вместе с отцом-охотником добывал медведя. Сколько трофейных рогов и шкур на счету у студентов — не пересчитать. Как выяснилось, главное на охоте — не добытый трофей, а сам процесс и охотничий азарт.
— У каждого охотника есть свои секреты, но эти хитрости не выдаются даже близким знакомым и уж тем более другим охотникам. Выдашь свои секреты — удачи на охоте не жди, — прокомментировал Виктор Филиппов, охотовед из Боханского района. Хотя позже он все-таки раскрыл небольшую хитрость:
— На охоте ты должен пахнуть лесом, поэтому как зайдешь в лес — поваляйся во мху. Охотники люди не суеверные, но в приметы верят. Осечка на первом выстреле — возвращайся домой — хорошей охоты уже не будет. Нельзя у охотников спрашивать: "Куда пошел?" Правильно: "Далеко ли собрался?"
Два самых главных неписаных правила охотника — не убивай зверя ради забавы и не направляй оружие на человека. Как известно, раз в жизни и палка стреляет.
Звери чуют запах перегара
Студенты-охотоведы развеяли миф о том, что "водка" и "охота" — слова-синонимы.
— Настоящий профессионал никогда не выпьет спиртного перед охотой, — говорят охотоведы. — Зверь очень чутко улавливает запахи, особенно водочный перегар. После охоты можно позволить себе немного расслабиться, и то в меру. Спиртное позволительно по случаю добычи ценного трофея, и холодной ночью "для сугрева". Под утро нагретое зимовье выстывает, а спальные мешки, в которых спят охотники, не всегда спасают.
Портянки — важная деталь амуниции охотника
Начинается каждый день студентов-практикантов со сборов в лес. Для начала — хороший завтрак. Долгий поход требует больших затрат сил и энергии. С собой в рюкзак обязательно укладывают по традиции тушенку, молоко и хлеб. Одеваются по возможности теплее. За прошедшие 4 дня уже практически все ребята на собственном опыте убедились, что жар костей не ломит, но вот холод...
Мы напросились в поход с охотоведами, поэтому нас, неопытных в охоте журналистов, убедили сменить свою легкую обувь на сапоги настоящих охотников-профессионалов. У гостеприимных и доброжелательных практикантов-охотоведов сразу же нашлась запасная пара ботинок.
У каждого студента есть специальная прорезиненная, суконная или кожаная обувь, шерстяные носки, а также портянки. Завязывать их — целое искусство. Неправильно намотаешь портянку на ногу — появятся мозоли. Наукой управляться с портянками пока овладели не все юные охотоведы, поэтому демонстрировать свои навыки в этом деле решаются немногие.
Топорик, спички и котелок — за спину, патронташ — на пояс, ружье — за плечо и — вперед. Вооружившись фотоаппаратом, мы идем вслед за охотниками.
Особенности охотничьего дела каждый познает по-своему
Практика студентов-охотоведов заключается в том, чтобы каждый день ходить в лес по различным многокилометровым маршрутам, наблюдать следы животных, учиться охотиться. Для большинства ребят охота не в новинку. Есть и такие, кто жил этим промыслом с детства. Например, Иван Гичголковав, приехавший в Иркутск с Камчатки, с 8 лет ходил в тундру на охоту с отцом. Следы зайца, волка и лося распознает без особых усилий и сразу может сказать, когда по этой тропе прошел зверь и куда он направлялся. Есть среди ребят и те, кто привык охотиться в знакомой лесостепи. Виктор Филиппов родился и вырос в поселке Укыре Боханского района. Ему доводилось охотиться вместе со своим дядей в лесах около Братска.
С ружьями в лес идут далеко не все ребята, а только те, у кого есть личное оружие. В этом году заявки на получение казенного охотничьего оружия студентов-охотоведов ИГСХА остались без внимания. Ружья практикантам не выдали в связи с возросшей в стране опасностью терроризма. Как это относится к ним, будущие охотоведы так и не поняли. Но лицензии на охоту они все же получили. А в лес ходят с капканами. Идут по разным маршрутам по два-три человека. Мы отправились вслед за знакомым нам Витей Филипповым. В этом году он приобрел собственное охотничье ружье на деньги, заработанные во время каникул. Все вырученные деньги ушли на покупку оружия. Другой охотник, Алексей Шмелев из Бурятии, стал здесь первым, кто сумел принести с охоты добычу — два дня назад ему удалось подстрелить белку. Пока что таким трофеем похвастать больше некому.
10-километровый маршрут, по которому мы отправились, пролегает вдоль лесной просеки. По свежевыпавшему снегу идти надо осторожно — рябчики, сойки и даже синички улетают при малейшем шуме. Снег выпал утром, поэтому, по словам уже опытных охотоведов, все звери сидят на месте, чтобы не оставлять предательских следов. Чаще всего встречаем следы зайца.
— Следы вчерашние. Здесь он шел вперед, потом посидел на месте и вернулся назад, — объясняет путь зайца Алексей.
По дороге почти не разговариваем — не хочется нарушать тишину леса. Вдруг охотник замечает в ветвях рябчика. Осторожно снимает с плеча ружье, прицеливается... Выстрел... и птица улетает.
— Промахнулся, потому что слишком далеко было, — комментирует Виктор. — С такого расстояния попасть в рябчика просто невозможно.
Так мы доходим до летнего домика на краю покоса. Здесь встречаемся с остальными парнями. Привал. Коряк Иван рассказывает случай из жизни о старой умной росомахе, которая умела забирать приманку из капкана и не попадала в ловушку. В разговоре слово "ружье" стараются не произносить, вместо этого говорят "скрипка". Делается это для того, чтобы не испугать случайного человека. Оружие — не шутка. Слушая и рассказывая байки, охотоведы разводят костер, заваривают чай. После обеда снова отправляемся в путь. Уже по другой дороге идем назад, к зимовью. Возвращаемся под вечер без добычи. Виной всему снег и ветер, из-за которого не слышно крика птиц.
В конце дня обязательная работа каждого практиканта — записать в дневник, как прошел день, какие изменения произошли в лесу, что удалось добыть и как.
Удачная охота будет, уверены охотоведы. Скоро руководитель практики поставит перед ними задачу — добыть козу. Чтобы исполнить поручение преподавателя, ребята будут ходить в лес ежедневно с одной целью — выследить добычу. И это обязательно должно произойти, так как иначе затраты на охотничьи лицензии не оправдаются.
Вечером возвращаемся в город. В Иркутск с нами едет Витя Филиппов. Ненадолго, с особым поручением — привезти остальным еще еды, купить журналы и передать привет девушкам, которые ждут своих охотоведов в городе.