Усть-Орда определилась с бюджетными приоритетами

Подъем сельского хозяйства сочетается с социальными программами

Стабильность и рост производства, повышение уровня жизни населения — таковы приоритеты бюджетной политики Усть-Ордынского Бурятского автономного округа на следующий год. В соответствии с этими приоритетами, определенными в бюджетном послании главы округа Валерия Малеева, и формируется главный финансовый закон автономии. Как отмечают специалисты, бюджетное послание составлено с учетом аналогичного документа, направленного Президентом страны в Государственную думу, и общероссийской концепции бюджетной политики, что делает взгляд властей округа на бюджетные перспективы 2005 года полностью реалистичным.

Основа для планов заложена
Бюджетное послание главы округа направляется в думу УОБАО ежегодно. Со временем акценты, расставляемые в нем, меняются, как и бюджетная политика в целом. Если пять-шесть лет назад главной задачей было погашение долгов по зарплате перед учителями и врачами, поиск кредитов на подготовку к зиме, то теперь речь идет о развитии социальной сферы и сельского хозяйства. Прежние долги перед населением погашены, сейчас все выплаты производятся вовремя и в полном объеме. Кстати, Усть-Ордынский округ — один из немногих регионов, которые полностью рассчитались с задолженностями прошлых лет по детским пособиям, различным льготам и компенсациям, кроме того, обеспечили их текущую выплату.
Расчет с долгами, грамотная политика администрации округа в работе с Минфином позволили значительно увеличить финансовую помощь из федерального центра. В результате за последние четыре года доходная часть окружного консолидированного бюджета выросла почти в три раза — с 700,6 млн до 2 млрд 87 млн рублей. В следующем году рост объемов перечислений из федерального бюджета планируется на уровне 8—10%. Сверх того дополнительно будет выделен почти миллиард рублей — на строительство в округе школ и больниц. Прогнозируется и рост собственных доходов.
В общем, действующая администрация округа подготовила себе основательную платформу, на которой можно выстроить бюджет, полностью реализующий бюджетное послание главы автономии.
Приоритеты — сельское хозяйств и соцсфера
В самом документе, рассмотренном депутатами окружной думы в конце сентября, говорится: "Направления бюджетной политики должны базироваться на решении жизненно важных для нашего округа задач, таких как устойчивое развитие экономики, расширение сферы предоставления социальных услуг, духовное и физическое развитие людей, достижение прозрачности межбюджетных отношений".
Усть-Ордынский округ является сельскохозяйственным регионом, поэтому именно на агропромышленный комплекс делается ставка в развитии экономики. Главная цель политики на 2005 год в этой отрасли, определенная главой округа, — стабильность и рост производства, повышение его эффективности. Действующая администрация намерена продолжать закуп сельхозтехники по лизинговой схеме, при которой получатель оплачивает только 40% стоимости, помощь в обеспечении семенами, ГСМ, удобрениями. Если в этом году на сельское хозяйство из бюджета округа было направлено более 300 млн рублей, то в следующем году эта сумма должна быть увеличена вдвое.
Также уделено внимание задачам в социальной сфере. Один из показателей того, что в регионе все благополучно, — это уровень жизни населения. На следующий бюджетный год первоочередными задачами остаются продолжение проводимой реформы, обеспечение финансирования принятых бюджетных обязательств, и в первую очередь по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы в установленные сроки, финансирование социальной сферы. В 2004 году принято более 30 программ в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, направленные на повышение уровня жизни населения округа. Реализация этих программ должна быть продолжена и в 2005 году.
Каждый житель округа согласится с тем, что необходимо сохранить пенсионную надбавку, распространив ее и на работающих педагогов, получающих пенсию по выслуге лет, сохранить 25-процентные выплаты всем работникам бюджетной сферы, а не только специалистам, как это делается везде, а также "коровьи" и "печные" деньги. Предполагается, что так и будет. По крайней мере, так настроена действующая власть.
Сделать можно — была б отмашка
"Бюджетное послание главы округа Валерия Геннадьевича Малеева представляет собой взвешенный, точно выверенный документ, — говорит председатель думы УОБАО Ирина Морохоева, ранее возглавлявшая финуправление автономии. — В нем заложены все концепции бюджетной политики, учтены глобальные изменения в законодательстве, которые вступят в действие в 2005 году. Это хороший ориентир для работы над бюджетом следующего года".
В ближайшее время в округе будет реализован второй этап реформы местного самоуправления — появятся муниципальные районы. Поэтому в бюджете-2005 будет заложено финансирование и этого уровня власти. Однако интересы сел и поселков при этом не должны пострадать. Анализ финансовой деятельности при реформе МСУ показал, что денег на места поступило практически в пять раз больше, чем раньше, когда у сельсоветов были сметы вместо бюджетов (раньше основная часть оседала в районах). Это почувствовали жители практически всех населенных пунктов: повсеместно шли работы по ремонту учреждений соцсферы, благоустройству территории и т.д.
Разумеется, терять все это никто не захочет. Администрация округа планирует направлять финансирование для всех 77 муниципальных образований через районные администрации с целевым назначением: чтобы деньги в полном объеме приходили в местные бюджеты. Так что, если действующему руководству округа дадут возможность реализовать задуманное, финансирование сел, поселков и деревень не уменьшится. Что касается отношений между местным и районным уровнями власти, то можно не сомневаться: причитающиеся им деньги главы МО в районах отстоят. За этот год они поднаторели в бюджетных вопросах, прошли хорошую управленческую школу и даже с судами поработали.
Проект бюджета округа будет готов в ближайшее время. На октябрьской сессии дума округа назначит дату депутатских слушаний по этому основному финансовому законопроекту. Но пока неизвестно, будет ли он принят до выборов главы округа, которые намечены на середину ноября. Более того, непонятно, как будет исполняться бюджет: одно дело, если закон реализует тот, кто его разрабатывал, и совсем другое — если посторонний человек, не имеющий соответствующего опыта.