Хозяйка

Она строит школу, возвращает заблудших мужей, пасет коров, ищет коноплю

В муниципальном образовании "Русские Янгуты" вся власть — в руках одной семьи. Муж, Сергей Ермаков, возглавляет сельхозпредприятие "Русь". Жена, Ольга Ермакова — глава МО. Она "рулит" Русскими Янгутами уже пять лет. Четыре года подряд ее назначали, в декабре прошлого года выбрали. "За" проголосовало 70% населения.

{Под началом главы МО "Русские Янгуты" числятся:

  • 5 деревень: Русские Янгуты, Прохоровка, Грязнушка, Чупровка, Марковка;
  • 1503 человека населения;
  • 1 средняя и 2 малокомплектных школы;
  • Центр для реабилитации детей, которые не посещают школу;
  • 3 фельдшерско-акушерских пункта;
  • 3 Дома культуры;
  • 3 сельские библиотеки;
  • 8 водокачек;
  • 7 магазинов;
  • 540 голов КРС в личных подсобных хозяйствах.

}
Событие
В тот день, когда я приехала в Русские Янгуты (МО было выбрано почти наугад), чтобы подготовить репортаж о том, как проходит рабочий день главы муниципального образования, Ольге Ермаковой пришлось резко изменить свои планы. У нее была запланирована уборка территории. Администрация МО всем своим небольшим составом (сама глава, водитель, секретарь (она же замглавы), финансист и два бухгалтера) должны были выйти на субботник (дело было во вторник) — собирать бумажки, бутылки и прочий мусор на территории села и по обочинам проходящей рядом трассы. Такие субботники в Русских Янгутах проводят регулярно. И уже четыре года село держит первое место в районе по уборке территории. В прошлом году администрация МО получила в награду за чистоту целый компьютер.
Но в этот день субботник отменили. И не ради визита корреспондента. В Русских Янгутах ждали топографов из Иркутска и комиссию из округа. Для подписания договора о строительстве средней школы. Событие немаловажное: старая школа в аварийном состоянии, расположена в нескольких отдельных деревянных корпусах. Принципиально вопрос о строительстве новой школы уже решен. Округ будет финансировать строительство, МО — заказчик. К подписанию договора в Русских Янгутах тщательно готовились. Пригласили из района архитектора и юриста. Позже, когда приехали проектировщики, придирались к каждой букве договора. Довели подрядчика почти до белого каления. Судя по всему, школу в Русских Янгутах собираются строить на века. "Конечно, — заметила по этому поводу Ольга Ермакова. — Надо сделать так, чтобы потом не пришлось ничего переделывать."
Текучка
Пока мы с Ольгой Ермаковой, архитектором и юристом, ждали комиссию, в кабинет постоянно кто-нибудь заглядывал. При мне пришло человек пять. По поводу пастьбы скота — раз (бригадир одного из отделений хозяйства "Русь"); по поводу уничтожения очагов дикорастущей конопли — два (специалист из районного сельхозуправления); по поводу жилья — три (заплаканная женщина из соседнего села); по поводу размещения топографов, приглашенных для съемки местности, где будет строиться новая школа, — четыре (директор школы). В общем, посетителей хватало. Но Ермакова прекрасно помнит те времена, когда сельская администрация в глазах людей была почти пустым местом.
— Когда я пришла работать в сельскую администрацию, — рассказывает Ольга Георгиевна, — первые две недели, хорошо помню, я пришла и сижу. А люди не идут. Я думала: что я буду делать? До обеда просидела и пошла на обед. С обеда пришла и то же самое. Я чуть не в слезы. Думаю: все, надо уходить.
Теперь глава МО приходит на работу в половине девятого — специально для того, чтобы успеть принять людей до того, как отправится автобус в Осу. Многим надо как раз перед поездкой забежать в администрацию и решить свои мелкие житейские вопросы. С чем сегодня идут люди в администрацию муниципального образования?
Из беседы с Ольгой Ермаковой:
— Вчера приходит женщина: нет денег на автобус. Нужно ребенка отправить. 50 рублей нет. "Можете занять?" — "Можем". — "Отработаете?" — "Отработаю". В деревне работы всегда хватает. Мы их потом на побелку приглашаем. Где-то на пришкольном участке нужно помочь — засолку сделать. Тем же пенсионерам помочь — дрова поколоть.
— С чем еще приходят?
— Ребенка собрать в школу. Муж загулял...
— А муж загулял — что вы делаете?
— Вызываем, разговариваем. Сама еду, если надо. Однажды случилась ситуация: муж собрался уходить из семьи. Жена обратилась за помощью. Я раз пришла к ним, второй раз пришла. Разговаривала. Посоветовала побольше отдыхать вместе — семьей. По грибы, по ягоды — а куда еще они в деревне пойдут? Время прошло, пока ничего. Пока вместе. А там все-таки двое детей.
— И часто с такими проблемами приходят?
— Не часто. Но больше ей некуда было идти. Она одна, без родителей. Старшие женщины приходят. В основном идут, чтобы поговорить. Они высказались, они знают, что все осталось здесь, в кабинете. Я никому не скажу. Как психолог. Я их выслушала, и они пошли. Я ведь им ничего не дала. Идут, когда огороды надо вспахать. Кому-то воду не подвезли. Кому-то помочь с документами разобраться. Одна бабушка попросила пенсионное удостоверение помочь ей получить. Мне не трудно. В общем, крутимся.
Финансы
Бюджет МО Русские Янгуты — 480 тыс. в год. Деньги, в общем, небольшие. Земельный налог, налог на имущество, подоходный, лицензионный сбор — вот и все источники доходов. Их должно хватить на зарплату администрации МО, электроэнергию для бюджетных учреждений, подготовку к зиме и другие наиважнейшие нужды. Бюджет, по словам Ольги Ермаковой, бездефицитный, но "денег все равно не хватает". И еще — немножко не хватает полномочий. Глава МО не имеет права выделить из бюджета деньги на материальную помощь пенсионерам, на проведение праздничных мероприятий и на собственные командировочные расходы. Ермакова считает, что в окружной закон, который регламентирует расходные статьи муниципалов, нужно внести изменения. И разрешить брать деньги на все эти статьи. В остальном ее все устраивает. Более того, получив в свои руки бюджет на пятый год пребывания у власти, Ольга Ермакова впервые почувствовала себя хозяйкой положения.
— Власть на месте — это хорошо, — рассуждает глава МО. — Но когда она без денег, она ничего не стоит. Когда у нас появились деньги, люди действительно нам поверили.
Конечно, на 480 тысяч (минус зарплата и прочие текущие расходы) много не сделаешь. А проблем на селе — выше крыши. Затевая реформу местного самоуправления, глава администрации округа прекрасно это понимал. И в первый же год своего правления новые главы муниципальных образований получили в свои руки гораздо большие деньги. Согласно инвестиционной программе каждое МО округа в течение этого года ежеквартально получает деньги, примерно равные всему годовому бюджету. Таким образом, доходы МО увеличились в пять раз.
В Русских Янгутах на первый транш отремонтировали все водокачки, второй транш решили потратить на образовательные учреждения, третий планируют на культуру и здравоохранение.
— У нас клубы в аварийном состоянии, — поясняет Ольга Георгиевна, — не хватает элементарного оборудования в фельдшерско-акушерских пунктах. Мы раньше латали дыры. Появились у нас две тысячи рублей свободных денег, мы не знали, куда их распределить. А сейчас: или две тысячи, или четыреста. Есть разница?
Округ дает муниципалам не только деньги. Русские Янгуты уже получили трактор (который сейчас трудится в "Руси", но по первому требованию обслуживает МО). Все хозяйства, получившие от окружных властей субсидии в виде ГСМ, обязаны отработать за это на муниципалитет.
— Вот эта система мне вообще нравится, — поясняет глава. — Раньше выделяли ГСМ нашему хозяйству, возвраты шли в округ. Теперь — в село.
"Эта система" нравится всем. В Русских Янгутах ГСМ получили три хозяйства — ООО "Русь" и два фермерских: "Мир" и "Новая заря". Всего на 900 тысяч рублей. Половину этой суммы они должны вернуть в МО. КФХ "Мир" рассчиталось краской для школ. "Новая заря" — пиломатериалами по хорошей цене. "Русь" будет весь год поставлять в школу и детские сады молоко, мясо и муку, возить воду населению.
Еще в этом году МО получило 18 тонн семян овса. Вырастили зеленку. Ее раздадут населению — по числу голов скота на подворьях. В основном тем, кто не работает в хозяйстве и пенсионерам. Но не бесплатно — за небольшие деньги.
— Эти деньги у нас полежат до весны. А то нынче мы можем пошиковать, все раздать, а на будущий год у нас ничего не будет. А вдруг в следующем году не дадут бесплатно семена? Так мы купим.
Кто в доме хозяин?
По причине того, что муж Ольги Ермаковой — глава местного сельхозпредприятия, все управленческие вопросы решаются в семейном кругу.
— У людей семейная жизнь, а у нас сплошная планерка дома, — смеется Ольга Георгиевна. — То пастьба скота, то потравы, то кто-то загулял, то участкового надо. Мы в общем-то не делим проблемы на производственные и административные. У нас получается семейный подряд.
Власть в Русских Янгутах демократичная. Большинство вопросов решается на сельских сходах. Про пастьбу скота, про то, как потратить "коровьи" деньги (по 500 рублей на каждую голову КРС, выдаваемые людям из окружного бюджета) и т.д. А вот отвечает за все администрация. За потравы, за обеспечение населения водой, за порядок — в общем, за все.
Беспокойная натура и ответственный до крайности человек, Ермакова многое берет на себя лично. А задачи часто случаются весьма нестандартные. В ближайшие дни нужно проверить: нет ли где на вверенной ей территории очагов дикорастущей конопли. Задание спустили из района. Наркоконтроль требует отчета. Спрашиваю: "Как вы будете их искать, эти очаги? Сами поедете?" Отвечает: "Возьму участкового и поеду. Я во все сама лезу. Надо — не надо".
Ольга Ермакова искренне считает, что у нее очень интересная работа. Особенно теперь, когда появились деньги. Она говорит, что наконец-то почувствовала себя хозяйкой. Гордится, что на выборах за нее проголосовало так много людей. И любит тех, кто живет рядом с ней.
— Я всегда говорю, — заметила она с удовольствием в один из моментов нашей с ней беседы, — население у меня самое лучшее.