Большой туризм на Малом море

Рыбалка, торговля и сдача в аренду жилья — способы выживания местных жителей

Туризм пришел на байкальские берега раньше, чем цивилизация. К примеру, на знаменитом Ольхоне нет даже электричества, зато желающих насладиться чистым воздухом, кристальной водой и красотой девственной природы вполне достаточно. Именно туристы, осаждающие каждое лето берега Байкала, являются практически единственным источником доходов населения Ольхонского района. Любой вид предпринимательской деятельности местного населения, будь то торговля рыбой и мясом или сдача в аренду жилья, направлен исключительно на удовлетворение нужд отдыхающих. Журналисты "Окружной правды" отправились к соседям Усть-Ордынского округа, в Ольхонский район, чтобы выяснить, какими способами зарабатывает на жизнь местное коренное население.

Полное название небольшого поселка МРС, что на самом берегу Байкала, знает далеко не каждый приезжий. Однако дорогу, которая не сворачивая ведет к замечательному песчаному пляжу МРС, туристы не забывают. Их число растет с каждым летом, как и цены на сдаваемые местными жителями койко-места.
Само название поселка Маломорской рыбной станции говорит о том, чем промышляют его жители. Основное занятие населения — рыбалка. Лодки имеются практически в каждой семье. На заборах, флажках у ворот и самодельных вывесках перечислены товары, которыми располагает хозяин дома: "молоко, омуль, сиг", "рыба и мясо", "омуль, комнаты". Стоит только постучать — и перед вами откроется домашний магазинчик. Омуль — самая востребованная туристами рыба. Его коптят, солят, жарят, замораживают — на любой вкус. Цены сравнительно невысокие, так как предложение превышает спрос. В условиях высокой конкуренции цена одного килограмма колеблется от двадцати до тридцати рублей. За хвост просят рублей десять-пятнадцать. В выходные дни рыба дешевле, так как число отдыхающих на берегу Байкала увеличивается в несколько раз. Омуль берут даже оптом.
Рыбалка — практически единственный реальный способ зарабатывания денег. Никакого другого производства здесь нет, большинству людей работать негде. У жителей прибрежных деревень есть еще одна возможность подзаработать — сдача в аренду жилья тем же самым туристам. За одно койко-место отдыхающий платит двести рублей в сутки. Домики, в которых сдаются комнаты, обставлены всем необходимым — есть кровати, шкафчики, на кухне имеются электрические плитки и холодильники. Запросы туристов, даже иностранных, эти условия вполне удовлетворяют. Однако такие цены предлагают частники. Комнаты в отелях стоят около тысячи рублей в сутки. За такую цену предусмотрены обеды и русская банька в выходные дни.
В целом же на туристах зарабатывают только частники. Как могут, так и устраивают отдых своих постояльцев. Людей издалека привлекает прежде всего песчаный берег поселка. Во всех остальных отношениях МРС для туристов, конечно же, не предназначен — в поселке нет даже медицинского пункта.
За счет аренды жилья растут целые поселки. Например, поселок МРС вырос за считанные годы. Комнаты и домики сдают все. Коренные жители, осознав выгоду от аренды жилья, выстраивают около своего дома по несколько коттеджей для отдыхающих. Комнаты сдаются даже на почте. Кстати, хозяйка почты помнит годы, когда поселка Маломорской рыбной станции как такового еще не существовало.

Четыре бурятских юрты на берегу Байкала
Узел связи в поселке МРС представляет собой старенький низкий домишко. О том, что это почта, можно узнать по невзрачной вывеске, а войти в домик можно только согнувшись — от старости он врос в землю. Единственный работник почты, Зинаида Кузьминична Александрова, живет прямо здесь.
— Хоть и появились теперь у туристов сотики, а звонить все равно приходят ко мне, — говорит бабушка. На следующий год женщина отметит свое семидесятилетие. Кроме нее, никто из местных жителей не смог рассказать о том, как появился этот поселок.
— Приехала я сюда еще маленькой девочкой с матерью — рассказывает Зинаида Кузьминична. — Здесь, на берегу Байкала, тогда всего четыре бурятских юрты стояло. Даже дороги не было. А о том, кто такие туристы, мы и не слышали никогда. В этой местности находился механический цех, где ремонтировали лодки. Была здесь и сетевязалка. В самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, я еще ребенком начала работать на этой сетевязалке. Сети вязали для разной рыбы — на окуня, сига, бычков. Местные рыбаки ловили даже ерашек и желтокрылок — на корм скоту. Рыбы было столько, что ее даже за еду не считали! Каждый брал, сколько хотел. Хорошую, крупную рыбу отдавали государству, а остальное выбрасывали. Здесь же, в МРС, я пошла в первый класс...
Зинаида Александрова была старшей из всех детей. В семье было еще трое младшеньких. Приходилось помогать матери. Сетевязалка работала и летом, и зимой. Постепенно в МРС приезжали люди и оставались здесь — рыбы было вдоволь. Мехцех стоял на самом берегу озера, в зоне затопления, поэтому в 1972 году его перенесли в другое место, подальше от воды.
— В 70-х годах МРС передали рыбзаводу и мехцех закрылся, — продолжает рассказ Зинаида Кузьминична. — А чинильщики сетей стали на вес золота, так как рыбаков в поселке осталось также много. До шестидесятых годов уже прошлого века платили по тогдашним меркам неплохо — рублей сорок. Потом стали платить меньше. В нашей сетевязалке я проработала до 1963 года, десять лет подряд, без выходных, сети рыбакам чинила. Потом пошла работать на почту. С тех пор прошло 33 года. А теперь и дороги есть, и дома строят — туристам, значит. И рыбу теперь продают приезжим. А работать людям все так же негде, мужики все рыбу ловят...
Живое серебро Байкала
Извлечь для себя выгоду путем добычи и продажи байкальской рыбы пытаются многие. Отдельные рыболовы и неофициальные артели отлавливают омуля в довольно больших количествах и успешно реализуют его местному населению и туристам. Официальных рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий в Еланцах всего два. Одно из них, ООО "Байкальская рыба" (филиал не менее авторитетного предприятия "Братская рыба") успешно работает и процветает уже в течение четырех лет.
Данное предприятие занимается переработкой рыбы: соление, копчение, замораживание брикетами. Однако этим фирма не ограничивается — почти с самого начала своего существования здесь производят рыбные консервы. Изготавливается семь видов консервированной продукции. Многим жителям Иркутской области наверняка известны консервы местного производства. Особенно большим спросом пользуются аромаки. Предприятие занимается не только переработкой омуля — в качестве сырья используется еще два распространенных вида байкальской рыбы — лещ и сиг.
Руководителем предприятия оказался очень молодой человек. Денис Брянский рассказал, что консервированная рыба пользуется гораздо более высоким спросом, нежели другие виды изготавливаемой продукции. Производимые здесь консервы с успехом выдерживают конкуренцию на высоком уровне — они хорошо раскупаются в иркутских и ангарских магазинах. В апреле этого года "Байкальская раба" завоевала диплом Улан-Удэнской ярмарки. На эту ярмарку фирма выставила весь ассортимент продукции. Жюри отметило очень высокое качество паштетов. Нынче же перерабатывающему предприятию было выдано свидетельство о том, что его продукция будет теперь выходить под товарным знаком "Живое серебро Байкала".
В цехах работает свыше семидесяти человек, преимущественно женщины. На балансе предприятия стоит собственная рыболовецкая артель, где ловлей рыбы занимаются около ста человек. Денис Александрович говорит, что объем продукции можно было бы увеличить в несколько раз, однако количество поставляемого сырья не очень велико. В настоящее время ситуация осложнилась тем, что этим летом в Малое море из Байкала заплыло очень мало рыбы. Единственным конкурентом этой фирмы является Маломорский рыбзавод.
Самой легкоперерабатываемой и хорошо раскупаемой рыбой является омуль, самой "неблагодарной" — лещ. Принимать эту рыбу в пищу лучше всего в вяленом виде, а чтобы завялить тонну леща, потребуется две недели. В результате этого процесса вес уменьшается в два раза. Когда-то здесь пробовали делать так называемые кораблики — выпотрошенный соленый омуль начиняли разными специями. Однако этот продукт имел почти нулевой спрос. Основная часть брикетов замороженного омуля традиционно раскупается предприятиями общепита.
Кстати, информацию об объеме продаваемой рыбы, равно как и сведения о доходах, директор держит в строжайшей тайне.
Новая дорога частным предпринимателям не нужна
Два года подряд строится новая дорога от Баяндая до столицы Ольхонского района — поселка Еланцы. Из пяти вариантов реконструкции был выбран один проект. Варианты других дорог затрагивали археологические памятники, обнаруженные Еланцинским отрядом экспедиции Иркутской лаборатории археологии и палеонтологии Института археологии и этнографии СО РАН ИГУ в 2001 году. В результате обследования территории реконструкции трассы археологи обнаружили захоронения животных и стоянки древних людей. Поэтому реконструкция автодороги пошла по одному из выбранных вариантов, который не затрагивает эти памятники исторического значения.
В результате реконструкции дорога Баяндай — Еланцы лишится множества крутых и опасных поворотов. Непосредственно перед Еланцами трассу отнесут в сторону примерно метров на 150, придорожные кафе и магазинчики останутся в стороне от дороги. Это станет причиной того, что владельцы столовых и их работники потеряют основной доход, который поступает из кошельков проезжающих мимо туристов. О том, что именно путешественники по Байкалу являются единственным источником денег для работников кафе, рассказали сотрудники одного из них.
— Трудно сказать, во сколько раз увеличивается доход нашего кафе, потому что зимой у нас совсем нет работы, — рассказывает Людмила Владимировна, продавец. — Часто бывают дни, когда у нас нет ни одного клиента. Даже в июне на дороге к Байкалу относительное затишье. Сезон начинается в июле и заканчивается уже в августе. Только в эти месяцы мы зарабатываем практически на весь год, потому что знаем: осенью клиентов снова не будет. Ну, а что будет с нами, когда главную дорогу отнесут от старой метров на сто, даже подумать страшно. Нашего кафе даже с дороги не будет видно.
Дорожники-строители уверили нас, что дорогу здесь будут прокладывать только года через два. К тому времени вдоль новой трассы выстроятся другие кафе и магазины.