Кутулик: сорок дней после смерча

Одна из улиц поселка до сих пор обесточена

Прошло сорок дней с той страшной ночи, когда Усть-Ордынский округ захлестнул ураганный ветер невиданной силы. Местами скорость ветра достигала 35 метров в секунду. Как сообщала месяц назад наша газета, эпицентр стихии пришелся на поселок Кутулик, значительно пострадали и близлежащие села Аларского района. Ураганные порывы срывали с домов листы шифера, а местами даже рушили каркасы крыш.
Сорок дней — довольно большой срок, для того чтобы провести основные восстановительные работы. Наш корреспондент выяснял, что именно было восстановлено и получило ли население какую-либо помощь.

Заместитель главы районной администрации Александр Шульгин сообщил, что в самом административном центре восстановлены почти все учреждения социального типа. Полностью восстановлены здания школ, больниц, клубов, Домов культуры, отремонтирован православный храм в Кутулике. По окружной линии были выделены самые необходимые стройматериалы (шифер и гвозди), а также ГСМ.
Очень долго восстанавливались линии электропередачи — на протяжении двух недель с момента стихии электричество в Кутулике отсутствовало. Даже на сегодняшний день без света живет население целой улицы. Ситуация в этом плане сложилась весьма напряженная — упало несколько пролетов высоковольтной ЛЭП мощностью 10 кВт. Все опоры восстановлены, однако за время ремонта мародеры вырезали четыре пролета алюминиевого провода. Поэтому сейчас в поселке бездействуют две подстанции. В результате этого нагрузка на другие подстанции увеличена, от них протянуты дополнительные временные электролинии, по которым электроэнергия поступает в дома. До сих пор полностью не восстановлена телефонная связь в районе. Также не до конца расчищены улицы, повсюду громоздятся кучи тополиных веток.
Очень большой урон был нанесен частному жилому сектору. В целом в Кутулике насчитывается около 1700 дворов, численность населения — 5 тысяч человек. И уже в первые дни после ураганного бесчинства на имя главы райадминистрации поступило 1300(!) заявлений от жителей с просьбой оказания материальной помощи. Все заявления были приняты к сведению. Затраты на ремонт поврежденных зданий должны быть компенсированы из бюджета округа, по линии окружного комитета ГО и ЧС. На сегодняшний день средства не поступили. В конце прошлой недели в районной администрации сверили все списки и направили соответствующие документы в органы ГО и ЧС. Предположительно будет выдаваться единовременное денежное пособие, размер суммы пока не установлен. Вероятно, он будет небольшим — около 600 рублей. В первую очередь деньги должны получить ветераны войны и тыла, инвалиды.
А в течение этих полутора месяцев местные жители восстанавливали свои пострадавшие жилища за собственный счет. Причем расходы на приобретение стройматериалов в большинстве случаев превышают сумму, которую планирует выделить окружное управление ГО и ЧС. Например, с крыши дома, где проживает семья Анны Даниловой, шквальный ветер сорвал относительно немного шифера — примерно десять листов. Для приобретения такого количества покрытия требуется 3000 рублей. К счастью, на всякий случай Даниловы располагали небольшим запасом шифера. А вот людям, у которых такого запаса не было, пришлось покупать этот стройматериал, мгновенно ставший дефицитом, по сильно завышенной цене. Местные торговцы бессовестно наживались на человеческой беде, продавая один лист за 250 рублей, что в два с половиной раза превышает стоимость в магазине.
В доме, где живет Людмила Афанасьева, крыша оголилась почти наполовину. За шифером пришлось ехать в близлежащий Нукутский район, где удалось приобрести несколько бэушных листов по вполне сносной цене. Кстати, на момент трагедии хозяйки дома не было — она вместе с ребятишками гостила в Иркутске у родственников. Дома находился лишь ее муж, который в первые дни после урагана обратиться за помощью просто не мог, так как боялся оставить без присмотра свое жилище и домашнюю скотину — ветер не только сорвал шифер с их дома, но и опрокинул все заборы и ворота. Когда мужчина все-таки добрался до районной администрации, в регистрации заявления ему отказали, ссылаясь на то, что сроки уже истекли. Сама же Людмила уже давно не доверяет ни местной, ни окружной власти. Она говорит, что в подобных ситуациях надеяться приходится только на себя.
На сегодняшний день большинство жителей, сделав все возможное и невозможное, придали своим жилищам относительно нормальный вид. Тем не менее сделать это удалось не всем. Например, денег на ремонт не нашлось у семьи Федоровых — оба супруга находятся на пенсии по инвалидности, и выкроить средства им попросту не удается. Хотелось бы, чтобы органы социальной защиты уделяли побольше внимания таким людям. Хотя бы в подобных ситуациях...