Муниципальная реформа: первые шаги

Татьяна Григорьевна Белошеина в Эхирит-Булагатском районе — человек известный. Молода, энергична, образованна (за плечами два университета), вместе с тем уже имеет опыт административной работы: до своего недавнего избрания главой администрации Тугутуйского муниципального образования несколько лет работала главой сельской администрации. Вроде бы тот же кабинет, те же люди живут в селе, те же заботы. Впрочем, если ничего не изменилось, стоило ли затевать муниципальную реформу? Об этом и беседовал наш корреспондент с Татьяной Григорьевной.

— С начала муниципальной реформы минуло всего полгода, поэтому даже предварительные итоги пока подводить рано. Но о первых шагах уже можно и рассказать.
— В принципе рассказать уже есть о чем. Начали мы с того, что стали проводить в жизнь все юридические положения реформы, и первым делом был разработан и принят муниципальный устав. В разработке этого, основного для нас, документа нам помог правовой комитет администрации округа. Но и мы сами дотошно изучали юридическую литературу, знакомились с аналогичными уставами других регионов. А дальше жизнь сама подскажет, какие дополнения, уточнения, изменения необходимо будет внести в этот документ.
После принятия устава вплотную занялись своим бюджетом. Тут тоже опыта у нас не было, но нам помогло окружное финуправление. Если прежде мы занимались деньгами на уровне составления смет, то теперь надо было самим определять, куда и сколько средств направить, хотя принимали мы свой бюджет, исходя из цифр, заложенных окружным бюджетом. Но вот бюджет будущего года мы разрабатываем вполне самостоятельно и занимаемся этим уже сейчас.
Ну и, наконец, третьей нашей задачей было принятие различных программ — по благоустройству населенных пунктов (их у нас два с населением 1400 человек), социального развития и другие.
— Вы сказали, что бюджетом будущего года занимаетесь уже сегодня. Как идет эта работа?
— Во-первых, мы анализируем исполнение бюджета нынешнего года, смотрим на исходные цифры доходов и их фактическое выполнение. Во-вторых, прикидываем, какие наши предприятия и организации будут работать и смогут рассчитаться по налогам.
Какие поступления особенно важны для бюджета? Подоходный налог от работающих — это раз. Плюс ряд налогов, которые поступают к нам по новому муниципальному законодательству. Раньше большая их часть перечислялась в бюджет района, а уже оттуда перераспределялась по сельским администрациям. При этом из района не всегда видны наши нужды. К тому же теперь к нам дойдут и налоги за использование недр. На нашей территории, правда, нет полезных ископаемых, но есть, например, карьер по добыче гравия.
Наши сегодняшние бюджетные прикидки позволяют дать оптимистический прогноз на будущий год. Да, год-два нам надо поработать, чтобы почувствовать хотя бы первые положительные результаты муниципальной реформы — деньги, ясно, не потекут рекой сразу и с неба. Но если не ныть, а вдумчиво работать, будут и результаты.
— Какие еще вопросы предстоит решать администрации вашего муниципального образования?
— Кроме всего перечисленного, теперь к нашей епархии приписано то, что нам всегда было ближе, чем районным учреждениям. Это попечительские советы, дела по опеке над сиротами и стариками, вопросы развития предпринимательства на нашей территории, развития сельскохозяйственных предприятий.
Вот вам еще один пример того, чем мы теперь будем заниматься. Сейчас мы пытаемся создать народную дружину — такие вопросы раньше требовали различных увязок и согласований в районе. А у нас есть что защищать, скажем, урожай растаскивают нещадно. Да и профилактическая работа в семьях дружине вполне по силам. Уже сейчас наши добровольцы занимаются тем, что не только фиксируют какие-то проступки селян, особенно молодых, но и ведут своеобразный социологический опрос молодежи: чем они хотели бы заниматься в свободное время, как развлекаться, просвещаться. Все эти данные будут учтены при разработке муниципальной молодежной программы. Надо ведь не просто кого-то наказать, но и узнать, в чем молодой человек нуждается: может, он лучше нас знает, как изменить работу ДК, спортивных секций, может, нам и кафе для них надо открыть. Поверьте, одному участковому это не под силу.
— И все-таки главными производственными единицами на селе остаются сельхозпредприятия. Это относится и к Тугутуйскому кооперативу. Какие у вас взаимоотношения?
— Сотруднические и благожелательные. По-другому нельзя. Если мы рассоримся — все, конец селу, потом годами будем восстанавливать то, что в одночасье порушили. В нашем уставе мы определили, что глава администрации сам назначает руководителей предприятий и организаций. Разве редко бывает, когда наиболее видные руководители на селе (директора школ, детсадов, ДК и т.д.) тянут одеяло в свою сторону, а страдают все. Когда же они подчиняются муниципальному главе, всегда можно все упорядочить и достичь компромисса.
Но руководителя нашего сельхозкооператива назначала не я: устав был принят после его вступления в должность. Но на нашем сотрудничестве это пока никак не сказывается, потому что Василий Николаевич Герзанич — настоящий патриот села, честный и самоотверженный человек. К тому же он, как умный человек, понимает, что его производственные дела отныне во многом будут зависеть и от муниципалитета.
Пока это только первые шаги муниципальной реформы. Лучше встретиться через полгода и поговорить о том, чего нам удалось добиться.